Папки-передвижки

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Мороко Елена Викторовна
Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Публикация «Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель,городец,хохлома,жостово, вологодское кружево, Полхов-Майдан, мезенская роспись и др.) : задача педагога - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Виды декоративно-прикладного искусства в детском саду по группам.

Группа (возраст). Виды декоративно-прикладного искусства.

Младшая группа (от 3 до 4 лет). • Дымковская игрушка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет). • Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). • Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка,

• городецкая роспись,

• Полхов-Майдан.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). • Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка,

• городецкая роспись,

• Полхов-Майдан,

• гжель,

• хохлома,

• жостово,

• мезенская роспись,

• вологодское кружево.

Вся работа проводится в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи народных мастеров.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения первого направления :

Младший дошкольный возраст.

Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др., видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

Средний дошкольный возраст.

Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные при-знаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымков-ские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).

Старший дошкольный возраст.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для офор-мления детского сада, дома.

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные осо-бенности.

Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др., а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).

Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, осо-бенности их изображения в разных видах.

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его укра-шении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.

Задачи обучения второго направления :

Младший дошкольный возраст.

Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).

Развивать чувство ритма, симметрии.

Средний дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др., выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).

Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину.

Старший дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).

Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.

Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).

Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

Задачи обучения третьего направления:

Младший дошкольный возраст.

Выбор цвета, затем элементов.

Средний и старший дошкольный возраст.

Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.

Одной из форм обучения является рассматривание предметов нового вида только на одном занятии, и затем детям предлагается самостоятельно выделить элементы узора, колорит, композицию — расположение элементов. Потом они составляют узор в стиле данной росписи. Такие занятия можно проводить только с детьми 6-7 лет, когда они научатся понимать закономерности росписи.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Формы организации работы с детьми.

1. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:

• один подлинный предмет (например, дымковский конь);

• предметы одного вида (дымковские игрушки);

• предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

• сравнение двух – трёх видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в изостудии, где дети вновь увидят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течении года.

2. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно­ прикладного искусства. Задача занятий ­ научить рассматривать предметы народного искусства, выделять средства выразительности, находить сходства и различия. В процессе обучения педагог не только знакомит с конкретным видом, но и подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

Для проведения этих занятий можно организовать «музей», где могут быть представлены декоративные предметы или отдельные виды народного искусства.

Важно, чтобы деть могли внимательно рассмотреть изделия, сравнить их, выделить особенности росписи, потрогать руками тесно соприкоснуться с народным творчеством.

На занятие можно пригласить народных мастеров, художников, чтобы показать процесс росписи если имеется такая возможность.

3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития детей. Посещение музеев, выставок, мастерских художников приобщает ребёнка к прекрасному, показывает назначение коллекций.

В музее ребёнок совсем по ­ новому видит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.

4. Занятия по декоративному рисованию.

После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства воспитатель продолжает учить рассматривать изделия народных художественных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.

На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисовании. Например, выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, чёрточки, расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, на листе.

Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.

Составляя узоры по мотивам определённой росписи, необходимо учитывать типичное для неё построение узора. Например, дымковская игрушка - композиция типа "ткани" - полосатая, клетчатая, из колец и кругов. Украшение хвоста индюка - узор на розете, круге и др. Если это городецкая роспись, то чередование цветов на полосе, круге (крышка бочонка, декоративное панно, симметричный узор от середины формы (зеркальная симметрия) - узоры на досках, сундучках и свободная ассиметричная композиция - цветы расположены как бы на ветке (роспись городецкого коня-качалки).

На каждом занятии воспитатель чётко определяет учебные и творческие задачи, в чём ребёнок может проявить выбор, самостоятельность. Например, дымковская игрушка - в средней группе детей учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же занятии ребёнку предлагается выбрать цвет элемента из определённой гаммы, характерной для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа - полосы (3 - 5 и более).

Таким образом, с первого занятия ребёнок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно.

ТЕХНИКА ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.

Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

В старшей группе в начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.

Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

Детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм.

Вывод:

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.

Публикации по теме:

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская барыня» в группе старшего возраста КОНСПЕКТ НОД «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ» (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ) В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. Воспитатель: Бондарева Т. В. Цели: Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: • Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Мастер-класс: «Методика обучения детей лазанию, метанию вдаль, организации подвижных игр»Мастер-класс: «Методика обучения детей лазанию, метанию вдаль, организации подвижных игр» С целью распространения педагогического опыта на неделе погружения для молодого педагога 7 ноября в физкультурном зале детского сада был.

Методика обучения детей основным видам движений Содержание упражнений Методические указания Содержание упражнений Методические указания Прыжки в высоту с разбега. На расстоянии 1 м от.

Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно.

НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2017 в 20:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мороко Елена Викторовна (УИ 52487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД