Татьяна Беляева
Методика проведения обобщающей беседы
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщающие беседы, как правило, проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе групп и требуют большой предварительной работы. Например, перед проведением беседы на тему «Кто строит дом», можно прочитать детям произведения В. В. Маяковского «Кем быть?», М. Пожаровой «Маляры», С. Баруздина «Кто построил этот дом?», рассмотреть картины «Строительство современного города», «Маляр», понаблюдать на прогулке за работой подъемных кранов, организовать работу с конструктором и строительным материалом, сделать рисунки на тему «Улица города», «Строим дом» и т. д.
Публикация «Методика проведения обобщающей беседы» размещена в разделах
Задачи:
1. Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о труде строителей, об их профессиях: архитектор, монтажник, сварщик, каменщик, плотник, маляр, крановщик.
2. Развивать навыки разговорной речи: умение участвовать в общей беседе, дополнять ответы друг друга, обосновывать свою точку зрения, не перебивать говорящего.
3. Воспитывать уважение к людям труда.
Структура беседы :
1 часть – вводная. Начать беседу можно по-разному :
- с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»;
- с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествия письма может послужить стихотворение С. Я. Маршака «Загадка»);
- с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»);
- с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге);
- с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях, послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: «Дети, кто из вас ездил в поезде?»).
2 часть – основная. В этой части занятия раскрывается содержание беседы. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным, и, чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Важно продумать содержание и формулировку вопросов. По мнению Е. И. Тихеевой, умение спрашивать – дело нелегкое. Задать вопрос – значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно-речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести к репродуктивным или поисковым вопросам.
Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констатации. Это вопросы: что? какой? как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение («Какой скоро будет праздник?», «Как называется профессия человека, который учит детей?» и др.).
Поисковые вопросы начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем». эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов («Для чего нужен почтовый ящик?», «Почему надо бережно относиться к хлебу?» и др.).
При проведении бесед важно также использовать:
- вопросы, наталкивающие на сравнение («Чем отличается корова от теленка?»);
- вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям («Как можно облегчить труд помощника воспитателя?»);
- вопросы, требующие обобщения в слове, т. е. употребления соответствующего понятия. Например, «Яблоко, груша, абрикос – как все это назвать одним словом?».
В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы.
Е. И. Радина и Э. П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:
1) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;
2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными;
3) в вопросах не должно быть непонятных для детей слов;
4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;
5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме;
6) вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу.
В ходе беседы, кроме вопросов, можно использовать наглядный материал: картину, игрушку, предмет в натуре, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Однако не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, т. к. при этом теряется ее специфика как занятия.
3 часть – заключительная. В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. это можно сделать следующими способами:
- изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;
- провести дидактическую игру на том же программном материале;
- предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию беседы;
- прочитать художественный рассказ;
- дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.
При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого, по мнению Е. И. Радиной и О. И. Соловьевой, необходимо соблюдать следующие правила:
- беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение;
- во время беседы воспитатель должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать, т. к. неинтересно ждать своей очереди;
- нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких;
- дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором;
- не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний;
- нельзя требовать от детей полных ответов, т. к. это часто приводит к искажению языка;
- не следует давать детям удаляться от темы беседы;
- не увлекаться репродуктивными вопросами;
- не увлекаться собственным рассказом, соотносить свой рассказ с вопросами к детям.