Иевлева Светлана
Методика проведения прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Методика проведения прогулки в ДОУ
Прогулка - обязательный элемент режима дня. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Публикация «Методика проведения прогулки» размещена в разделах
Прогулка проводится два раза в день (в первую и во вторую половину дня). Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 – 4 часа и определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с (п. 11.5 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом образовательного процесса.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Немаловажную роль в прогулке играет оформление участка и игровое оборудование на нем, которое создает не только отличное настроение, но и развивает в определенном смысле физические способности детей.
Сейчас, в зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, вал для перешагивания, дуги для подлезания, место для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лыжню для старших групп.
Одевание детей на прогулку нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала дети надевают носки, гамаши, кофты, шапки, куртки, завязывают шарф, берут с собой варежки и обувают обувь. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Требования к одежде детей:
В любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;
Зимой одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка, шерстяной свитер (для малоподвижного).
Брюки на подкладке (флиса или синтепона). Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Теплые непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.
Третий слой – куртка на синтепоне или пухе из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги. Современные куртки имеют 2 замка, что дает дополнительное тепло и в случае поломки одного даст время на замену другого.
При очень низкой температуре рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды. - в летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы.
После прогулки в любое время года необходимо мытье рук. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо мытье ног.
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке хранится шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, штаны и пр. хранятся на средней полке. Верхняя одежда вешается на крючок. Обувь стоит на нижней полке.
Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, воспитатель ежедневно планирует их содержание. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включаем в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи. В ходе прогулки, возможно, интеграция всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие.
Для организации деятельности детей готовится все необходимое оборудование, выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей.
Обязателен настрой воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Структурные компоненты прогулки :
1. Наблюдение, исследовательская деятельность.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям. В первую очередь мы наблюдаем за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Например: Обращаем внимание на облака и в игровой форме фантазируем на что они похожи: рассматриваем их форму, цвет, сравниваем с известными детьми образами. Или наблюдая за листьями, как они поменяли окраску, можно, например, включить математический счет и посчитать сколько листиков на определенной веточке. Или в летнее время при рассматривании цветов (одуванчиков) можно наблюдение совместить с дидактической игрой, такой как «Назови части растений». Мы одновременно развиваем речь, учим правильно называть части растений, обогащаем словарный запас детей.
Также мы всегда обращаем внимание на птиц. Мы всегда во все времена года наблюдаем за птицами, но в зимнее время особенно. Объясняем, что птицам голодно зимой, поэтому они прилетаю поближе к людям, чтобы найти корм. Дети с огромным удовольствием бегут на улицу, помня, что их ждет там их пернатый друг, для того чтобы покормить его и его товарищей. О всех наблюдениях рассказать невозможно, об этом можно говорить бесконечно, так как наблюдать можно абсолютно за всем. Что нас окружает, чем мы и занимаемся.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются также регулярно.
При наблюдении необходим «синтез искусств», т. е. чтение стихов, музыкальное сопровождение и пр.
Игра и двигательная активность.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Важно, чтобы игры были на разные виды движений: бег, метание, прыжки, равновесие и пр. Необходимо так организовать игровую деятельность детей, чтобы они не простыли (нельзя в холодную погоду начинать игровую деятельность с игр высокой подвижности, дети могут вспотеть, а затем замерзнуть. Как следствие - простуда). В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства и проводятся на площадке под навесом.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, футбол. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке : в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке : в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе добавляются игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Осенью дети собирают природный материал, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Так же привлекаем детей к сбору игрушек. Трудовые задания детям даются такие, которые не требуют от них определенных усилий.
Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
• Индивидуальные трудовые поручения;
• Работа в группах;
• Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Организация индивидуальной работы
На прогулке наряду с общей работой осуществляется и индивидуальный подход к детям с различными целями:
- преодоление застенчивости реб нка;
- вовлечение его в детский коллектив;
- подготовка к участию в образовательной деятельности;
- развитие наблюдательности;
- воспитание трудолюбия, трудовых навыков;
- развитие речи, коммуникативных умений и навыков;
- отработка спортивных элементов;
- закрепление основных движений;
- закрепление и совершенствование умений и навыков по различным образовательным областям и др.
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с ними на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой за каким-либо событием или явлением, которое заметили они сами.
Индивидуальная работа на прогулке также планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов – музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога по изодеятельности. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, это может быть и беседа по важной для ребенка теме. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Воспитатель должен выслушать придуманные детьми задачи, привлечь к решению «болельщиков»; послушать придуманные рассказы, загадки и стихи; оценить рисунки детей на асфальте, постройки из песка. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Для одних организует игру с мячом, для других - упражнение в равновесии, для третьих – прыжки с разбегу и т. д.
Самостоятельная деятельность.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в руководстве и контроле.
Можно предложить детям организовать подвижную игру, или занимательные задания. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это и в процессе сюжетно-ролевых игр. Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.