МААМ-картинки

Методика раннего развития Монтессори

Тазаян Арменуи Анна
Методика раннего развития Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

Зоны развития, или Где что лежит

Монтессори выделяет пять зон развития ребенка.

ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе.

Уроки для малышей в Монтессори-группах просты и жизненны : налить

воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно

поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой.

На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со

Публикация «Методика раннего развития Монтессори» размещена в разделах

всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так

легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать

шнурки.

Кроме этого, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол

и делать многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Согласитесь,

нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!»,

«Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом

будет поздно… А в группах Монтессори дети скорее услышат : «Ты уже

взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Учитель

должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным

материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.

В Монтессори-группах малыши быстро учатся сами ухаживать за

собой

Упражнения практической жизни включают в себя также материалы,

которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки

предметов, – все то, что развивает движения руки и является подготовкой к

освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все

предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не

игрушечными.

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру,

трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки,

погружая руки в теплую воду. Можно развивать «барическое» чувство –

умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных

весах тяжелые и легкие предметы.

Игра на музыкальных инструментах поможет научиться различать их

звучание.

Нюхая баночки со специями, кофе или ватными тампонами с

различными отдушками, дети знакомятся с многообразием запахов.

В группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез.

Если у малыша падает на пол стеклянный кувшин, разлетаясь на

осколки, и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как

правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет

необходимости ругать его. И в этом заключается еще один

замечательный принцип педагогики, который можно назвать

автоматическим контролем ошибок. Вообще, метод Монтессори –

это педагогика без наказаний.

В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает

ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также

может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе

предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание,

запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами

тканей.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА

В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка

основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш

просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой.

Математическая зона содержит все необходимые материалы для того,

чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению,

освоил порядковый счет – все то, что считается необходимым для

готовности ребенка к школе. Монтессори-материал учит детей мыслить

логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины

уже хорошо знакомые ему понятия.

ЗОНА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ

В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать.

Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Именно

поэтому многие игры-пособия Монтессори способствуют мелкой работе

рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут

их на крупе, учатся составлять слова с помощью по движного алфавита.

ЗОНА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО («КОСМИЧЕСКОГО»)

ВОСПИТАНИЯ

Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем

мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и

культуре разных народов.

В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии,

анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.

Дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона

искусства и танцев, работ по дереву, иностранного языка, двигательной

активности. Эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему

развитию ребенка.

Какие же материалы используют в группах, работающих с детьми по

методике Марии Монтессори, для развития разных навыков и обучения

разным понятиям?

Материалы в Монтессори-группах

В группе Монтессори в различных зонах вы найдете специальные

материалы и предметы, способствующие развитию каких-либо навыков,

умений, позволяющие ребенку сделать необходимые выводы, а точнее,

маленькие открытия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

К материалам, позволяющим приобрести практические навыки,

относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и

самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной

жизни.

Рамки с застежками

Это деревянные рамки с различными застежками: большими и

маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками,

застежками-«молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в

дырку, наматываются на крючки и петли.

Рамки с застежками

Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым

при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику. (Не

забывайте, что развитие мелкой моторики способствует и развитию речи.)

Предметы для пересыпания и переливания

Упражнения с этими предметами помогают улучшить координацию

движений, способствуют концентрации внимания. Как правило,

упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из

одной посуды в другую.

Пересыпание крупы

Предметы для приготовления пищи

Эти предметы предлагаются детям для упражнений, которые

включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Упражнения

способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

В домашних условиях вы всегда сможете заменить многие

пособия реальными вещами. Например, рамку с застежками

можно заменить кофтой с пуговицами, «молнией», детским

ботиночком со шнурками и т. п. Придумывайте и

экспериментируйте!

Будьте доброжелательны с ребенком. Как можно меньше

говорите ему «не делай», «не мешай», «не надо», «нельзя»,

«неправильно». Эти слова в итоге не приведут ни к чему

хорошему. И если ребенок внемлет вашим нотациям, ничему

полезному он не научится. Будет намного лучше подсказывать

малышу, помогая при этом добиться идеального результата.

Ребенок пролил сок или вытирает стол и не заметил пятна? Не

упрекайте малыша. Достаточно сказать: «Еще одно вот это пятно

стереть – и будет идеально чисто!», чтобы маленький ученик

смог исправить сам свою ошибку и при этом не чувствовать себя

униженным.

Предметы для уборки помещения и соблюдения личной гигиены

С помощью упражнений с этими предметами малыши учатся чистить

обувь, подметать, мыть пол шваброй, вытирать стол, умываться и многому

другому, чтобы самостоятельно ухаживать за собой.

«Замочки»

«Замочки»это доска с несколькими видами замков: навесной

крючок, задвижка, защелка, цепочка и т. п.

Замочки

Пособие помогает развить мелкую моторику ребенка, координацию

движений, научить пользоваться простыми замками.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше,

меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, длинный, короткий,

высокий и т. п.

Коричневая лестница

Коричневая лестница – это 10 деревянных призм коричневого цвета,

каждая длиной 20 см. Боковые стороны – квадраты с длиной ребер от 1 до

10 см.

Розовая башня

Это пособие представляет собой 10 розовых деревянных кубиков с

длиной ребра от 1 до 10 см.

Красные штанги

Красные штанги – это 10 деревянных штанг, самая маленькая – 10 см

длиной, каждая следующая на 10 см длиннее, самая большая – 1 м.

Все вышеперечисленные предметы сенсорной зоны представляют

различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями:

короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров

Представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.

Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй –

цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры,

различные и по высоте, и по диаметру. Подбор цилиндра к

соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает у

ребенка мелкую моторику рук.

Цветные катушки

Первый набор состоит из трех пар основных цветов для

сопоставления; второй составляет одиннадцать пар различных цветов;

третий – по семь оттенков каждого цвета.

Занятие с цветными катушками

Цветные катушки знакомят с названиями цветов, развивают

восприятие цвета, учат различать оттенки.

Коврик

Коврик Монтессори включает в себя много различных элементов,

которые малыши могут трогать, гладить, мять, тянуть, растягивать,

отстегивать, то есть самыми разными способами давать волю

исследовательскому движению и любопытству. Так как каждый элемент

коврика многофункционален и направлен и на развитие различных

анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на

развитие навыка схватывания предметов, то есть на моторику руки и

пальцев (особенно большого и указательного, то коврик можно

использовать для самых разных совместных игр с малышом.

Развивающий коврик

Сенсорная доска

Кроме коврика, к зоне сенсорного развития относится и так

называемая сенсорная доска. На листе фанеры размещены различные

кусочки ткани, разные по фактуре, цвету.

Развивающий коврик

Также к доске приделаны пакетики с наполнителями. Наполнитель

может быть любой: от крупы до гаек или ваты. Ребенок не только на ощупь

определяет наполнитель или просто перебирает руками эти мешочки, но и

сравнивает эти мешочки по весу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Напомним, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой

моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового

развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.

Шершавые буквы

Шершавые буквы вырезаются из бархатной или другой шершавой

бумаги. Малыш проводит пальчиком по букве, готовится к письму и

чтению. Такое упражнение позволяет ребенку узнать очертание каждой

буквы через прикосновение и связать звук с его графическим начертанием

(буквой).

Шершавые буквы

Прописи

На фанерной доске сделаны углубления в виде различных линий. Для

каждой линии – своя маленькая «каретка». Ребенок держится за нее и ведет

«каретку» по линии до конца.

Прописи Монтессори

Пособие готовит руку к письму.

Шумовые цилиндры

Этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых

содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, то

есть к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий

звук синих цилиндров.

Рамки-вкладыши

Это пособие универсально и относится не только к зоне языкового

развития.

Рамки-вкладыши

Рамки-вкладыши – это различные фигуры (от геометрических форм до

контуров животных) и рамки. У вкладышей есть маленькая ручка для

удерживания и перемещения фигурки. Малыш подбирает к каждой рамке

соответствующую фигурку. И фигурку, и рамку можно обводить

карандашом и получать различные рисунки.

Крутящиеся диски

Этот дидактический материал представляет собой два диска разного

диаметра с зазубренными краями и ручками для их вращения. Ребенок

берет ручку и вращает оба диска.

Диски для вращения

Пособие готовит руку к письму, развивает координацию.

Шнуровки

Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона или

пластика. Игрушки могут быть различной формы, шнурки – разной длины.

Шнуровки

Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая отвечает детской

потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. Выполнена она

обычно из дерева.

Играя со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику,

воображение, усидчивость, готовит руку к письму.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Геометрические тела

Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды,

прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы.

Материал способствует зрительному и тактильному различению

геометрических форм.

Красно-синие штанги

Набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая

штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным

основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания,

вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами

Две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и

освоению понятия количества. Ребенок размещает определенное

количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины

Эти материалы дают представление о счете, количестве и об основных

математических функциях.

ДРУГИЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ

Географические карты

Это пособие представляет собой деревянные карты с маленькой

ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят

с названиями и расположением государств и континентов, основами

географии.

Природные карты

Различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов,

деревьев. Расширяют словарный запас и знания о природе.

Звучащие колокольчики

С помощью деревянного молоточка колокольчики издают различные

звуки. Это пособие используется в качестве сенсорных упражнений для

сопоставления звуков. Также может использоваться при обучении основам

нотной грамоты и составлении простых мелодий.

Линия

В большинстве классов на ковре или на полу нарисована линия в виде

круга, которая используется для физических упражнений по развитию

равновесия и координации движений.

Конечно же, это далеко не все материалы, использующиеся в

Монтессори-группах.

Необходимо запомнить одно: работать по методике Марии

Монтессори, отказавшись от дидактических материалов, недопустимо. Эти

материалы стимулируют развитие ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Снеговик» в группе раннего развитияФотоотчет «Снеговик» в группе раннего развития Выйдя на улицу воспитатель обращает внимание детей на то, что выпавший снег очень липкий и из него.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочкиДидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочки Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель.

Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возрастаФотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Работа с родителями в группе раннего развитияРабота с родителями в группе раннего развития Как и прежде продолжается наша любимая часть работы, работа с родителями в группе раннего развития. Это постоянный контакт с совершенно.

Украшение от группы раннего развитияУкрашение от группы раннего развития Все малыши очень сильно любят рисовать. И конечно же эту любовь к творчеству никогда нельзя игнорировать. При каждой удобной возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика раннего развития Монтессори
Опубликовано: 31 октября 2021 в 17:35
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика раннего развития Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Тазаян Арменуи Анна (УИ 2131261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД