Оксана Антонова
Методика воспитания гибкости детей дошкольного возраста средствами оздоровительной гимнастики (фитнеса)
▼ Скачать + Заказать документы
Многочисленная научно-методическая литература по вопросам воспитания гибкости создает обманчивое представление о том, что исследований по этой проблеме вполне достаточно. Поэтому нами предпринята попытка разработки комплексов упражнений для воспитания гибкости на основе фитнес-тренинга.
Публикация «Методика воспитания гибкости детей дошкольного возраста средствами оздоровительной гимнастики (фитнеса)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
В последние годы за рубежом и в нашей стране получило широкое распространение одно из направлений фитнеса – стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.
Термин стретчинг происходит от английского слова stretching – натянуть, растягивать.
В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.
Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.
Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1-5с, затем расслабление мышцы 3-5с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или в основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.
Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.
Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.
1. Продолжительность одного повторения (удержание позы) от 10 до 20с.
2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30с.
3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.
4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 минут.
5. Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.
При разработке комплексов для воспитания гибкости мы руководствовались, прежде всего, тем, что они должны базироваться на учете индивидуальных особенностей. Упражнения для воспитания гибкости должны быть адекватными возможностям детей.
Содержание экспериментальных комплексов составляют несколько блоков, предусматривают использование упражнений динамического, статического и комбинированного режима работы.
При разработке комплексов использовались образные названия упражнений. По нашему мнению, детям легче представить технику упражнения через образное восприятие, особенно для детей дошкольного возраста, используя, таким образом, элемент «игры», что позволит повысить эмоциональный фон занятий. Использование образных сравнений, приемов имитации и подражания соответствует психологическим особенностям детей, облегчает процесс освоения и запоминания упражнений, способствует развитию мышления, внимания, воображения, творческих способностей детей.
При составлении комплексов для воспитания гибкости мы опирались на следующие правила:
1) симметрии, оно подразумевает выполнение упражнения, как в левую, так и в правую сторону;
2) контрвоздействия, которое основывается, сначала на выполнении упражнений одного характера воздействия, затем противоположного. Например, после выполнения упражнений с прогибом назад, выполняется упражнение с наклоном вперед;
3) сменяемости комплексов, предполагает чередование комплексов через каждые 2-3 недели;
4) регламентации, предусматривает дозировку времени выполнения упражнений.
Комплексы для воспитания гибкости использовались в начале основной части урока, после выполнения упражнений в ходьбе и беге, а также в конце основной части урока, перед упражнениями на расслабление и восстановление дыхания.