Никто
Методики выявления агрессивности личности
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но, в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности
(Схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
Публикация «Методики выявления агрессивности личности» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее чем шесть месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста — психолога или врача.
Кроме того, можно использовать схему наблюдения, разработанную Лаврентьевым Г. П. и Титаренко Т. М. (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992). Данные критерии помогут воспитателю или учителю выявить агрессивность у ребенка в группе детского сада или в классе и в дальнейшем выработать свою стратегию поведения с ребенком, а так же помочь ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности у ребенка
(Схема наблюдения)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Затем баллы суммируются.
Высокий уровень агрессивности — 15-20 баллов.
Средний уровень агрессивности —7—14 баллов.
Низкий уровень агрессивности — 1-6 баллов.
Оценка агрессивности (тест А. Ассингера)
Методика позволяет выявить агрессивность личности самого педагога по отношению к окружающим в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса, уровень корректности при социальных контактах.
Инструкция: Вам предлагается 20 вопросов, описывающих различные жизненные ситуации. К каждому вопросу предлагается три варианта ответов. Выберите один вариант — тот, который больше всего вам подходит. На бланке для ответов, напротив номера вопроса, обведите букву соответствующую выбранному ответу.
1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
2. Как вы ведете себя в критических ситуациях?
а) внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие;
в) теряете самообладание.
3. Каким считают вас коллеги?
а) самоуверенным и завистливым;
б) дружелюбным;
в) спокойным и независимым.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а) примете ее с некоторыми опасениями;
б) согласитесь без колебаний;
в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
а) выдадите ему «по первое число»;
б) заставите вернуть;
в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы встретите мужа (жену, если он (она) вернулся с работы позже обычного?
а) «Что это тебя так задержало?»;
б) «Где ты торчишь допоздна?»;
в) «Я уже начал (а) волноваться».
7. Как вы ведете (вели бы) себя за рулем автомобиля?
а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»;
б) вам все равно, сколько машин вас обошло;
в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) сбалансированными;
б) легкомысленными;
в) крайне жесткими.
9. Что вы предпринимаете, если вам не все удается?
а) пытаетесь свалить вину на другого;
б) смиряетесь;
в) становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения»;
б) «Надо создать им возможности для организованного и культурного отдыха»;
в) «И чего с ними столько возятся?».
11. Что вы чувствуете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?
а) «И зачем только я на это нервы тратил?»;
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее»;
в) «Может быть, мне удастся это в другой раз».
12. Как вы, смотрите страшный фильм?
а) боитесь;
б) скучаете;
в) получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание:
а) будете нервничать во время заседания;
б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;
в) огорчитесь.
14. Как вы относитесь к участию в спортивных играх и соревнованиях?
а) обязательно стараетесь выиграть;
б) цените удовольствие вновь почувствовать себя молодым;
в) очень сердитесь, если не везет.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) стерпите, избегая скандала;
б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;
в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а) поговорите с учителем;
б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»;
в) посоветуете ребенку «дать сдачи».
17. Какой, по-вашему, вы человек?
а) самоуверенный;
б) пробивной;
в) средний.
18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
а) «Простите, это моя вина»;
б) «Ничего, пустяки»;
в) «А повнимательнее быть вы не можете?».
19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
а) «Когда же наконец будут приняты конкретные меры!»;
б) «Надо бы ввести телесные наказания»;
в) «Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое из перечисленных животных вы предпочтете?
а) тигра или леопарда;
б) домашнюю кошку;
в) медведя.
Бланк для ответов
Номер вопроса 1 2 3 Номер вопроса 1 2 3
1 а б в 11 а б в
2 б в а 12 а б в
3 в б а 13 в а б
4 в а б 14 б а в
5 в б а 15 а б в
6 в а б 16 а в б
7 б а в 17 в а б
8 б а в 18 а б в
9 б в а 19 в б а
10 б а в 20 б в а
Обработка результатов:
Подсчитайте количество обведенных вами ответов по столбцам. Количество ответов во втором столбце (под цифрой 2) умножьте на 2, количество ответов в третьем столбце (под цифрой 3) умножьте на 3; сложите эти произведения и прибавьте к ним количество ответов, обведенных в первом столбце (под цифрой 1). Полученная сумма является вашим итоговым баллом, который подлежит интерпретации.
Интерпретация:
35 и менее баллов — вы чрезмерно миролюбивы. Возможно, это обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих силах и возможностях. Почему вы считаете, что всегда и во всем уступать — это хорошо? Вам не помешает быть немного решительнее и настойчивее в отстаивании своих интересов.
36-44 балла — у вас нормальный уровень агрессивности. Вы не подавляете окружающих, но и не позволяете им садиться себе на шею. Это хорошая основа для успешной работы с людьми.
45 баллов и более — вы излишне агрессивны. На работе вы любите придерживаться принципа «дружба дружбой, а служба службой» и не останавливаетесь при необходимости применять жесткие меры. Может, иногда можно было бы и помягче? Высокие результаты — это, конечно, важно, но и они будут достигнуты, если коллеги и дети любят и уважают вас, а не боятся.
Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 очка (ответы обведены в крайнем правом столбце) и менее чем по семи вопросам — по 1 очку (ответы обведены в крайнем левом столбце) — взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Своим поведением вы можете спровоцировать нежелательные конфликтные ситуации.
Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по семи вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии, просто вы слишком тщательно подавляете их.
Рекомендации педагогам и родителям, осуществляющим коррекционную работу с агрессивными детьми
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Рассмотрим подробнее основные направления работы.
Рекомендации педагогам по организации работы с родителями агрессивных детей
Работая с агрессивными детьми, специалисты, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях:
• Информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка);
• Обучение эффективным способам общения с ребенком: обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмами регуляции психического равновесия; обучение родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты - сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; помощь семье в плане выработке единых требований и правил воспитания;
Информирование родителей может проходить:
• в индивидуальных беседах;
• в виде лекций;
• в виде сообщений на родительских собраниях;
• на встречах в «Семейном клубе» и т. п. ;
• в виде наглядной информации.
Информационный материал для родителей:
Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети,которые воспитывались иначе.
Таким образом, формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено что:
а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;
б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
Важно обратить внимание родителей на причины возникновения агрессивности детей.
На формирование агрессивности влияют следующие факторы:
1. Негативизм матери, отсутствие родительской любви (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым.
3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость).
5. Отсутствие заботы родителей об основных потребностях ребенка (сон, еда, общение) интересы ребенка игнорируются.
6. Несогласованность требований родителей. - У ребенка нет четких норм поведения.
7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка.
8. Острая травма или утрата, травматические обстоятельства которой запомнились; долгое расставание с близкими людьми в раннем возрасте.
9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.
10. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье, чрезмерное внимание (развитие этой сферы за счет других).
11. Чрезмерная стимуляция сексуальности, телесный контакт.
12. Личностные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.
13. Скука, недостаток стимулов.
14. Иногда агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни (адаптация к новым возрастным требованиям, переезд или необходимость посещать детский сад; жестокость к братьям и сестрам в попытке сохранить любовь матери).
15. Отсутствие возможности побыть одному.
16. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности.
Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.
17. Врожденные физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.
18. Различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 месяцев.
Специалистами выделен синдром трудного темперамента, при котором ребенка нелегко воспитывать.
Помните, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети. Основная роль в воспитании агрессивных детей отводится матери.