Лучший педагог года

Методы руководства ручным трудом

Елена Холод
Методы руководства ручным трудом

Методы руководства ручным трудом

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Публикация «Методы руководства ручным трудом» размещена в разделах

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки, прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

• насыщенная изобразительными материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

• наличие образцов изделий и поделок;

• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

• создание музея детских поделок, альбомов, книг;

• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

a) создание выставок

b) создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

c) создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

d) экспериментирование

e) просматривание диафильмов

f) чтение литературы

g) рассматривание картин

h) экскурсии

i) коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ :

природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Так как целью непосредственной образовательной деятельности в детском саду, а именно, ручного труда, является развитие у дошкольников целого комплекса навыков, а ещё В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М. М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи. Хотелось бы привести методику Н. А. Чевелевой заключающуюся в укреплении речевого механизма сначала в ситуативной речи, а затем при плавном переходе в контекстной речи. Работа осуществляется поэтапно.

- 1-ый - этап сопровождающей речи. На этом этапе, в процессе изготовления детьми поделки, мною задаются вопросы, требующие однословных ответов. Например: «Что ты сейчас делаешь?» Ребенок отвечает одним словом, н: «вырезаю». Здесь, в процессе работы, внимание ребенка сконцентрировано на изготовлении поделки, однако происходит активизация речи, включаются простейшие речевые механизмы.

- 2-ой - этап завершающей речи, осуществляется детьми по окончании работы.

На этом этапе вместе с детьми проводится обсуждение того, как делалась поделка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи - это совсем непростая задача. Здесь, перед ребенком интегрируются многие задачи. Чтобы ребенок смог рассказать, как он делал поделку, он должен обладать многими знаниями, умениями и навыками. Например: математическими представлениями: знать геометрические фигуры, цвет, форму; уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; иметь представления об окружающей действительности: знать свойства различных материалов и способы их соединений; знать названия инструментов используемых в работе и т. д. Только после того, как дети свободно овладевают завершающей речью, мы переходим к этапу – предваряющей речи.

- 3-ий - этап предваряющей речи. Перед тем, как начать делать поделку, я задаю вопросы ребенку. Например: «Как ты будешь делать фигурку, расскажи?» Таким образом, перед детьми ставится еще более сложная задача, требующая умственного планирования своей будущей деятельности, а также умения формулировать свои знания и мысли и отражать их в речи, таким образом, активный словарь детей становится шире.

- 4-ый - этап закрепления. На этом этапе дети готовы уже сравнивать свои работы, оценивать их.

В результате практической деятельности, занимаясь ручным трудом, укрепляется речевой механизм детей и осуществляется плавный переход от ситуативной речи к контекстной. Ребенок уже может свободно рассказать, как делать поделку и оценить работу других детей.

Таким образом, занятия ручным трудом с дошкольниками направлены на развитие речи, что является первоначально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

«Кукла Травница». Занимаемся художественным ручным трудом с детьми«Кукла Травница». Занимаемся художественным ручным трудом с детьми Этот материал будет очень полезен семьям, которые живут в домах, где есть приусадебные участки или огороды, а также дачи, на которых.

Фотоотчет «Наблюдение за трудом помощника воспитателя»Фотоотчет «Наблюдение за трудом помощника воспитателя» Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда.

Конспект комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой в младшей группе «Больница» Цель: Продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом» для детей 3–4 лет Тема: «Наблюдение за трудом» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями природы в середине весны, закрепить названия видов труда людей.

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых»Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых» [ Цель прогулки: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Космонавты» в младшей группе Цель: Продолжать учить детей самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Обучение уборке игрушек» Программное содержание: приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Совместный труд с дворником по уборке участка» Программное содержание: Познакомить с трудом дворника. Воспитывать уважение к его труду, желание помогать. Подвести к пониманию необходимости.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы руководства ручным трудом
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 13:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД