Дворцова Екатерина Александровна
Фотоотчет «Международный День медведя в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: ознакомление обучающихся с народными праздниками; развитие коллективной деятельности, творческих и организаторских способностей, познавательной активности учащихся младших классов, расширение кругозора; воспитание интереса, любви к традициям своего народа; воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Срок освоения: 2-3 недели
1. Стартовая беседа
Публикация «Фотоотчет „Международный День медведя в ДОУ“» размещена в разделах
Ведущий:(в руке бочонок с медом)
В яме спит зимою длинной,
но чуть солнце станет греть
в путь за медом и малиной
отправляется ( Дети: медведь 2 слайд)
(появляется один из учеников в костюме медведя, здоровается с детьми, дает лапу, садится сразу в уголок и дремлет)
Ведущий: (не громко) : А что же такое с нашим гостем? ( ответы детей: готовиться лечь спать). Тогда давайте мы продолжим наше мероприятие, но будем себя вести потише. Договорились? (медведь выходит)
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, что существует необычный праздник – День Медведя, который посвящается исконно русскому и любимому в народе зверю. Недаром про него и сказок много, и величают его по-разному – то Топтыгиным, то Медведюшкой, то Михал Михалычем, то косолапым сладкоежкой. Но всегда – с уважением.
Выход детей.
4 чел (медведь залегает в спячку) - В первое воскресенье декабря отмечается день медведя. Это день – когда медведь ложится в берлогу. Праздник берет свое начало с дохристианских языческих времен. Суть праздника….
3 чел (день солнцеворота) – 1)День медведя отмечается ежегодно 25 декабря во многих уголках нашей необъятной планеты. День 25 декабря – не совсем обычный, его называют «День зимнего солнцеворота». Говорят, что в этот день солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, медведь в своей зимней берлоге переворачивается на другой бок, а календарный год на весну. Вот почему все люди так ждут этого дня. Ведь с него день начинает прибавляться хоть на воробьиный скок.
(из работы Сатонина Ев.) + 2) Раньше в этот день варили кукурузу (Попова В) + 3) В день солнцеворота, когда медведь переворачивается на другой бок, садовники встряхивали яблоневые деревья, заговаривая их особым заклинаньем «медведь, подними деревья вверх!» (Сигов).
+ сценка «Медведь и Журавль»
1 чел + 3 чел в сценке. 1)В конце декабря в России всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года. И в эти дни было принято, что по деревням ходят толпы ряженых, которые водили вместе с собой одетых в костюмы Медведя и Журавля, между которыми устраивали шуточные инсценировки. Давайте и мы позовем к себе таких ряженых, пусть позабавят всех.
Под аплодисменты детей выходят участники инсценировки – наряженные в костюмы Медведь и Журавль.
Идет показ инсценировки «Спор Медведя и Журавля».
Медведь протягивает зрителям свой мешок.
Автор
Как пришли к нам Святки –
Запевай Колядки!
Из лесу пришел Медведь,
Хочет танцевать и петь!
Медведь
(напевает на мотив частушек)
Два притопа, три прихлопа,
Выходите поглядеть.
Две лохматые ноги,
На них красны сапоги!
Два лохматых уха
И большое брюхо.
Автор.
Ты, Медведь, почто не спишь?
Ты почто сейчас рычишь?
Медведь.
Мне в берлоге жарко,
Хочется подарков.
Громко страшно зарычу,
Коль ничто не получу!
Автор. Тогда сейчас мы, медведюшка, тебе дадим подарков. Такова традиция.
Медведь под музыку обходит детей, которые делают вид, будто опускают что-то в мешок.
Медведь
(кланяется и поет дальше)
Я гостинцы здесь нашел,
Я теперь я спать пошел.
Здесь куренок, здесь картошка,
Меду сладкого немножко,
А баранья мне нога
Очень сильно дорога.
Вбегает Журавль, который наступает на Медведя.
Журавль
Журавель я, Журавель
Как на Святки подоспел.
Отниму-ка я мешок,
А в мешке лежит пирог,
Сласти и конфеты,
Творог и котлеты!
Отдавай, медведь, мне мешок!
Заберу я твой пирог!
Начинается шуточный бой Медведя и Журавля.
Солнышко и Ведущая уговаривают дерущихся
Автор
Хватит на двоих сластей!
Нам не надобно страстей!
Помиритесь, не деритесь!
Не пугайте вы гостей!
Медведь и Журавль мирятся и заводят общую пляску.
Ведущая. А мы ведь тоже знаем веселую плясовую, в которой участвует один из наших героев – журавль. Давайте ее покажем.
Идет инсценировка украинской народной песни «Журавель». Журавель ходит по центру хоровода, высоко поднимая ноги. Дети изображают действия, покуплетно описанные в песне.
Солнышко (выходит). А знаете ли вы, что я такое?
Дети (хором). Солнышко!
Солнышко. Правильно. Я сегодня яркое и красивое, благодаря… Медведю.
Ведущий. Благодаря Медведю? Как это так?
Солнышко. Как же вы удивились! Нечего удивляться. Просто сегодня, по народным поверьям, медведь перевернулся на другой бок и, тем самым, скомандовал мне поворачивать на лето, на тепло.
Солнышко. А вы, ребята, что знаете про медведя? ( Дети отвечают: «Большой, бурый, страшный, сердитый, добродушный, смешной, живет в лесу и т. п.)
Солнышко. Предлагаю прочитать для этого зверя специальную закличку. Пусть медведь придет к нам сейчас в гости.
3 чел – рассказывают закличку.
(выходит медведь)
Солнышко. Предлагаю спеть для этого зверя специальную песенку
Солнышко собирает ребят в хоровод.
Исполняется песня Почему медведь зимой спит».
Солнышко. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы, ребята давайте на них ответы.
Летом он в лесу гуляет,
Жир он копит, набирает.
Зимой в берлоге отдыхает
И до весны там почивает. (Медведь.)
Бродит по лесным дорогам,
Пчел пугает и шалит.
Строит осенью берлогу,
А зимой в ней тихо спит.
Дед в шубу одет, наружу мех, пугает всех.
Любит он коренья, мед,
Бурый он и косолапый.
Он лесу густом живет,
Спит когда – сосет он лапу.
Ведущий. Вы правильно отгадали все загадки. Ответ во всех лишь один и тот же – медведь. Вот, оказывается, как народ наш любит этого хозяина леса и сказок про него написано множество.
Сценка родителей.
Солнышко. А как же появился медведь на земле?
2 чел - Легенды.
Солнышко. И в большинстве сказок медведь – добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери за разрешением споров. Даже зовут его с уважением – по имени и отчеству.
1 чел - Бурый медведь – это самый крупный зверь, который водится в русских лесах. Летом и осенью основная пища медведя – малина, черника, брусника. Медведь – отличный рыболов и умеет сам ловить рыбу, очень любит мед, но такое угощение перепадает ему не часто. К зиме медведь старается запасти побольше жира в собственном теле. А на зиму он устраивает для себя специальный дом – берлогу, скрытую под снегом. Чаще всего берлога располагается в глуши леса, среди бурелома, под защитой толстых елей.
Солнышко. Давайте и мы вместе поиграем в ритмическую мини-игру «Мишка – косолапый». Прошу всех встать, попробуем изобразить походку косолапого мишки – сделаем несколько шагов на месте, стопы ног при этом вывернуты на внешнюю сторону. Руки слегка согните, голову наклоните. Повторяйте на месте со мной со мной слова поговорки:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, в корзиночку кладет.
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою: топ!
Теперь эти слова мы будем не просто произносить, а распевать. В ритм этой музыкальной поговорке надо изобразить «медвежью походку». (Несколько раз проводится ритмическая игра.) Молодцы, хорошо поиграли. Пожалуйста, садитесь снова на свои места.
Солнышко. Мы уже хорошо познакомились с нашим русским медведем и даже с его приятелем – журавлем. Теперь давайте послушаем, есть ли у нашего знакомого – бурого русского медведя – какие-то заграничные родственники?
Ведущий. Конечно, есть. Например, вот один родственник бурого мишки – медведь гималайский.
1 чел - медведь гималайский. Еще его называют «мамафа», или белогрудый медведь. Это потому, что на груди у него расположен белый треугольник, похожий на детский фартучек. Этот мишка – один из самых больших в мире. Медведь с белым фартучком на грудке обитает на юге Дальнего Востока, в лесах Юго-Восточной Азии, в Гималайских горах, вот почему его прозвали так – гималайским. Белогрудый медведь так же ловок, как его бурый родственник, потому что хорошо лазает по деревьям. Даже на зимнюю спячку он устраивается в дупле дерева.
Проводится музыкальная игра «У медведя во бору». На полу обозначается круг. Водящий – Медведь – встает в центр круга и притворяется спящим. Ребята встают за линию круга и начинают петь:
У медведя во бору грибы-ягоды беру,
А медведь не спит, все на нас глядит!
Медведь просыпается. Задача ребят – пробежать через круг и не стать «добычей» медведя. Пойманный ребенок становится помощником Медведя и занимает место рядом с водящим. Игра начинается сначала.
Солнышко. А есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света?
Ведущая. Конечно, и все они необычные. Например, в Австралии живет маленький медведь – коала.
1 чел – коала. размер его – почти как у игрушечных, до 50 см. Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается его листьями. Его имя – слово «коала» - переводится с местного языка как «не пьет». Он и в самом деле никогда не пьет. Потому что листья эвкалипта настолько сочные, что он не нуждается в воде.
1 чел - очковый медведь – панда. А в Китае живет очковый медведь – панда. Панду еще называют бамбуковым медведем, потому что он поедает стебли бамбука.
Солнышко. Мы поговорили о многих необычных медведях, которые обитают в разных концах света. Но, пожалуй, самые необычные медведи – это те, у которых шуба не бурая, а белая.
Ведущий. Ребята, попробуйте теперь дать ответ на вопрос: а где обитают белые медведи?
Дети. На севере.
Солнышко. Правильно, там, где вечные снега и льды.
1 чел - белый медведь.
Выходят чтецы. Читают монтаж по стихотворению И. Агаповой «Сколько на свете медведей».
1. Мишки на велосипедах
В цирке по арене едут.
В платьях, шляпах разноцветных
Замечательно одеты!
Это бурые артисты –
Кто жонглеры, кто таксисты:
На машинах возят кошек
Да игрушечных матрешек.
2. Белый мишка - в зоопарке.
Там вольготно и не жарко.
Посетители галдят,
С мишкой поиграть хотят.
3. Панда по имени Ванда –
Мишка очковый большой.
Ванде стараться не надо,
Выглядеть чтобы смешной.
Очки на Ванде – вот дела
Их панда не снимает.
Но близорукостью она
Уж точно не страдает.
4. Коала с дерева упал,
Он сил набрался мало:
- Знать, листьев мало я сжевал,
Начну жевать сначала.
И он полез на эвкалипт,
Чтоб тонну листьев скушать.
Жует обжора и молчит,
Стихи не хочет слушать.
5. Вот стрелок в лесу густом.
Он с собакой и ружьем.
Хочет отыскать медведя.
А зачем? Он так ответил:
- Вот ружье. Но посмотри –
Фотокамера внутри.
Я во что бы то ни стало
Щелкну мишку для журнала.
4 чел (пробуждение медведя)
1)Существует праздник пробуждения медведя. Этот праздник был соединён с Масленицей. По современному календарю он приходится на день весеннего равнодействия.
2-4) работа Д. Изместьевой.
Изготовление игрушки – закрутки.
Солнышко. А теперь, ребята, возьмите в руки своих медведей, которых вы сегодня сделали, и по моей команде переверните их на другой бок! Только при этом надо еще сказать волшебные слова. Итак, раз, два, три – медведь, перевернись на другой бок! Поворачивай, солнышко, на лето!