Получи документы

Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Светлана Рубцова
Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Познавательная активность является важным условием всестороннего развития личности.

Публикация «Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Одним из методов работы по познавательному развитию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея.

Мини-музеи в условиях ДОУ позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средство индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Содержание и назначение мини - музея в дошкольном учреждении

обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Организация экскурсий, где экскурсоводом является ребёнок - есть «изюминка» в работе мини – музея группы. Так как его посещают воспитанники группы, дошкольники ДОУ, а также и их родители. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.

Как оформить мини-музей?

Эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Формы детской деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Всю работу можно разделить на три этапа:

1 – этап. Подготовительный. Деятельность педагога:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор и изучение методической литературы.

6) подбор экспонатов.

При создании мини-музея очень важно взаимодействие с семьей: проведение консультаций, бесед о создании и значении музея в группе, привлечение к сбору экспонатов.

Музейные экспонаты собираются по разным принципам, например,

такие как:

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности.

Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды изодеятельности.

Принцип культуросообразности: приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании.

• Принцип разнообразия,

• Принцип экологичности

• Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Схема описания экспонатов:

Рисунок (фотография) экспоната.

Название:

(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран:

(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда : водная (растет в воде, наземно-воздушная (летает, наземная, почвенная.)

Кем собран:

(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:

(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми:

(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература:

(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

2 – этап. Практический. Данный этап предполагает :

1. Выбор темы мини-музея

Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея

3. Планирование экспозиций

Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини–музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея : занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций, экскурсии по музеям города.

3- этап. Подведение итогов. Презентация мини – музея. С этой целью возникает потребность обучения дошкольников правилам проведения экскурсий.

Этапы подготовки экскурсии:

1. Определение цели и задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

7. Подготовка текста экскурсии.

9. Составление методической разработки.

10. Проведение пробной экскурсии.

4 этап - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.

Предполагаемый результат. Создание мини-музея позволит :

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,

- расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие,

- позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;

- помощь в усвоении детей элементов культуры,

- расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов,

- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

Использование в работе такой технологии, как мини – музей наиболее актуальна и интересна для педагогов нашего ДОУ и стала с переходом на комплексно – тематическое планирование. Так как практически каждая тема недели может отражаться в работе мини – музея определённой коллекцией.

Методика организации мини-музея в ДОУ «Путешествие электрической лампочки»

Процесс организации мини – музея, попробуем рассмотреть на примере проекта по организации мини - музея «Путешествие электрической лампочки» в старшей группе.

Мини-музей - «Путешествие электрической лампочки»

Цель: Создание мини – музея как отражение интересов и проявление инициативы детей. Обогащение развивающей среды группы, в ДОУ. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Задачи:

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Расширение кругозора дошкольников.

• Учить детей первым попыткам исследовательской деятельности.

• Расширение познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развитие творческого и логического мышления, воображения.

• Обогащать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве.

Познакомить детей с историей появления электрической лампочки.

• Прививать детям навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Предполагается, что воспитанники узнают и поймут такие понятия, как: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.

2. Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.

3. Сформируются умения воспитанников осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.

4. Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста, активизация словаря.

План работы:

1 этап

Вхождение в проблему: дети пришли в детский сад, а света нет. В раздевалке горит свеча, завтрак не готов. В чем причина?

Определить тему проекта: знакомство детей с электричеством.

• Постановка цели и задач.

2 этап

Познакомить с историей электрической лампочки от костра до современных ламп

3 этап Работа над проектом:

• Сбор материала

• Создание музея

• Изготовление книги сказок

• Изготовление книги рисунков

• Создание макета электростанции

Методы и приемы: чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, обращение к интернету, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций электроприборов, беседы, встреча с электриком, рассматривание игрушек, работающих на батарейках, проведение опытов.

4этап

• Итоговое занятие; экскурсия по музею электрической лампочки.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Одним из инновационных технологий познавательного развития ребенка являются создание в ДОУ мини-музея.

Прикреплённые файлы:

mini-muzei-v-dou_h88lo.pptx | 6026,7 Кб
 
Публикации по теме:

Выступление–презентация из опыта работы на тему «Экспериментирование с предметами» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Экспериментальная деятельность в детском саду Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2014 в 17:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД