Получи документы

Мини-музеи в ДОУ «Традиции русского народа»

Тужикова Елена Николаевна
Мини-музеи в ДОУ «Традиции русского народа»

Паспорт мини – музея

«Традиции русского народа»

Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ №27 «Капелька» является мини-музей «Традиции русского народа». Состоит музей из нескольких экспозиций, расположенных в разных уголках детского дошкольного учреждения. Все экспозиции объединены одной темой- приобщение подрастающего поколения к исконным русским традициям.

Публикация «Мини-музеи в ДОУ „Традиции русского народа“» размещена в разделах

Паспортные данные мини – музея

Место расположения:

МБДОУ №27 «Капелька»

Экспозиции расположены в нескольких группах и холлах детского сада. При необходимости отдельные элементы могут быть перенесены в любую группу.

Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Патриотическое воспитание- это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

* введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.

* деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.

*осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Направленность мини-музея :

социально – коммуникативное,

художественно – эстетическое, познавательное.

Направление: этнография, русское народное творчество, память военных лет.

Цель: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю; знакомство с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

• Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

• Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

• Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

• Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

• Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины.

• Знакомить с русским народным фольклором.

• Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

• Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Адресность: Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.

Соблюдение принципов:

-Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

-Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея:

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.

Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Формы работы в музее:

Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).

Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

Организационно – образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

Основная идея развития музея.

Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В экспозициях размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.

Экспозиция «Куклы - обереги»

Руководители:

Васильева Татьяна Евгеньевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Тужикова Елена Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Древняя Русь до времен крещения знаменита язычеством. Человек поклонялся разным богам, совершал магические ритуалы, верил в домового, злых духов и прочую нечисть. В этот период люди начали прибегать к защитной магии. Сушили специальные магические травы и заговаривали предметы. Основными ведуньями были женщины, которые занимались всем этим. Они же изготавливали куклы- обереги. Создание куколки было интересным и длительным процессом. Сначала женщина мылась и расчесывалась, читая заговоры. Затем садилась изготавливать оберег. Чаще всего делали кукол перед народными или семейными праздниками, так как считали, что в это время гуляют злые духи, и роду нужна защита. По традиции первая кукла создавалась девочкой в 11 лет. Это было испытание перед замужеством на пригодность. Хороших кукол оставляли на приданое. Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью от нечисти и злых глаз, хранить здоровье, семейных очаг и лечить от болезней, исполнять желания, помогать по хозяйству, призывать удачу и делать неразрывной связь между матерью и ребенком. Кукол было много. Каждая женщина изготавливала своих индивидуальных кукол, но обряды и принципы создания были общими. Куклы делались из ткани, дерева, соломы и ниток. Все они призывались помогать и защищать семью и дом.

Экспозиция «Матрешки»

Руководители:

Хвойницкая Наталия Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Баранова Татьяна Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории.

Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.

Экспозиция «Бабки-Ёжки»

Руководитель:

Свищева Наталья Борисовна,

воспитатель первой квалификационной категории

«Разных Бабок Ёжек полным-полно на свете

Но только в нашем садике их не боятся дети»

Цель экспозиции:

Воспитывать у детей любовь к литературному творчеству, к родной культуре.

Развивать творческое мышление и воображение, любознательность, связную речь детей в процессе подготовки и проведения экскурсий в мини-музее; способствовать развитию коммуникативных навыков.

Формировать у дошкольников представления о музее, создавать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам русской культуры; познакомить детей с литературным героем – Бабой Ягой, с её личностными качествами в зависимости от сюжета произведения. Обогащать представления детей о русских народных играх, традициях, фольклоре.

Экспозиция «Хохлома»

Руководители:

Рыбалко Светлана Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Митрофанова Оксана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.

Экспозиция «Куклы в форме военных лет»

Руководитель:

Журавлева Олимпиада Владиславовна,

воспитатель первой квалификационной категории.

Идея по созданию мини-музея в ДОУ на тему военного костюма «Кукла в военной форме» приурочен к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на воспитание у детей морально-нравственных качеств, чувства патриотизма, национального самосознания, гражданственности.

Цели создания: повысить качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством обогащения предметно-пространственной среды детского сада; создать условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (в системах «родители — педагоги» и «родители — дети — педагоги»); расширить их знания о военной форме разных видов и родов советских войск периода Великой Отечественной войны.

Задачи:

- познакомить взрослых и детей с историей развития советской военной формы периода Великой Отечественной войны посредством изучения соответствующей литературы, просмотра видеофильмов, фотографий, чтения писем ветеранов, создания наглядных пособий в виде кукол в военной форме;

- создать в детском саду мини-музей военного костюма «Кукла в военной форме»; организовать свободный доступ детей и педагогов к экспонатам мини-музея военного костюма;

- привлекать на ознакомительные экскурсии в мини-музей военного костюма воспитанников из других детских садов.

Актуальность и трудность реализации проекта в детском саду заключается в том, что в качестве методического материала по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны обычно используются иллюстрации к книгам, картины, изображающие солдат и офицеров в форме до 1943 г. Про облик солдата начала войны известно немного. Между тем военная форма, история ее появления и развития представляет большой интерес. В задачу воспитателей входило объяснить детям, что такое военная форма, для чего она служит, почему со временем меняется, как зависит от рода войск. Для оказания им организационно-методической помощи была создана творческая группа из числа опытных педагогов ДОО.

Уникальность мини-музея военного костюма в том, что моделями для демонстрации военной формы, максимально приближенной к историческому аналогу, являются куклы — знакомые и любимые детьми игрушки. Экспонаты изготавливали педагоги и родители в рамках конкурса «Кукла в военной форме»,

Публикации по теме:

Выставки и мини-музеи в ДОУВыставки и мини-музеи в ДОУ "Выставки и мини-музеи в ДОУ" Подготовила воспитатель: Беловодская И. Г. На данный момент в детских садах нового поколения уже выделяют.

Дидактическая игра «Символы русского народа»Дидактическая игра «Символы русского народа» Дидактическая игра «Символы русского народа» Цели: систематизация, расширение знаний детей о символах русского народа Задачи: Закрепить.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Мини-музеи у нас в детском садуМини-музеи у нас в детском саду Организация музея - это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который может охватить своим замыслом все слагаемые.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музеи в ДОУ «Традиции русского народа»
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 10:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД