Лариса Солодова
Мини-проект «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект
«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»
[/b]
Руководитель проекта:
воспитатель Солодова Л. И.
Сроки работы по проекту: кратковременный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблема: Нарушение осанки у детей дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей навыков правильной осанки и походки.
Задачи:
Публикация «Мини-проект „Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Формировать у детей навыки ухода за телом;
Дать детям основные представления о строении и функциях тела;
Систематически закреплять навык правильной осанки у детей;
Вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки;
Осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата;
Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья.
Работу по формированию правильной осанки у детей проводить в тесном сотрудничестве с родителями.
Развивать мышление, память, внимание;
Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Актуальность: Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела во время занятий, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течении всей жизни.
Формы работы :
I Игровая деятельность:
1) дидактические игры: «Собери из частей», «Лото «Правильно-неправильно», «Назови части тела».
2) сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья» и др.
3) словесные игры: «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови по порядку» и др.
4) Речь с движением.
5) спортивные игры.
6) подвижные игры.
II Физическое развитие:
НОД Физкультура;
Утренняя гимнастика;
Самомассаж;
Массаж;
Статические позы после сна;
Физкультминутки:
Упражнения для осанки;
Ходьба по «тропе здоровья»;
Прогулки;
Закаливающие и оздоровительные мероприятия.
IV Совместная деятельность с детьми:
Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, проигрывание различных ситуаций, игры в спортивной зоне группы, различные массажи, зарядки, индивидуальная работа по физическому развитию в группе и на улице.
VII Партнерство с родителями:
Индивидуальные беседы с родителями.
Материалы по валеологии и ОБЖ в уголке для родителей.
Консультация для родителей: «Здоровье детей в наших руках».
Круглый стол с родителями: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Папка – передвижка: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Памятки для родителей «Статические позы и упражнения для красивой осанки»."Привлечение родителей к совместной работе по формированию у детей правильной осанки".
Развлечение для детей и родителей
«Формирование правильной осанки ребёнка».
Программное содержание:
Учить детей следить за своей осанкой, вести здоровый образ жизни.
Учить детей и родителей выполнять специальные упражнения для красивой осанки. Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему организму и здоровью окружающих людей.
Оборудование: кубики, шары, муляжи овощей и фруктов, продуктов питания, мешочки с песком, аудиозаписи, стул, тренажёры для массажа ступней ног.
Ход занятия:
В. – Добрый день. Каждый родитель хочет, чтобы у его ребёнка была ровная и красивая осанка, чтобы он рос гибким и здоровым, чтобы ребёнок никогда не столкнулся с заболеваниями позвоночника.
Сегодня мы пригласили вас сюда, чтобы показать и рассказать, что же нужно делать для формирования правильной осанки у ребёнка.
Загадка: «Двое ходят, бочку носят
Двое смотрят,
Двое болтаются
Один водит и приказывает. (человек)
Игра «Покажи части тела человека».
Игра «Назови ласково части тела».
В. -Дети, по моему, у нас в углу кто – то кряхтит. Да это же Баба-Яга. Что это ты плачешь, Бабушка Ягушечка?
Б. Я. –Спина болит, даже на метле летать не могу.
В. – Это, наверно, позвоночник у тебя разболелся. Этому горю, мы поможем. Посиди, да детей послушай.
Загадка: В организме, что у нас?
Как для здания каркас?
Что нам в жизни помогает,
Став опорою для нас? (позвоночник)
В. – Посмотрите на картинку. Это позвоночник, который есть у каждого человека. Мамы, покажите позвоночник у своего ребёнка. Кто знает, из каких отделов он состоит?
1. Шейный отдел – он держит голову. Найдите, мамы, у вашего ребёнка шейный отдел. Поверните голову вправо, влево, вниз, вверх.
2. Грудной отдел – от грудного отдела отходят ребра, которые защищают внутренние органы. Нащупайте у ребёнка рёбра.
3. Поясничный отдел – помогает наклоняться, поворачивать, наклонять туловище вправо, влево. Мамы, обозначьте у вашего ребёнка поясничный отдел.
4. Крестцовый отдел – он поддерживает наш таз.
5. Копчик.
В. –Ребята, чтобы позвоночник был крепким, здоровым нужно есть богатую витаминами пищу, заниматься физкультурой, спать только на жесткой кровати, следить за своей осанкой при ходьбе, когда сидишь, стоишь.
Стихотворение рассказывает ребенок:
- Мама Алеше твердит спозаранку:
- Леша, не горбись!
Следи за осанкой!
Он проследил бы за ней, но беда,-
Леша ее не встречал никогда!
Б. Я. – Я тоже не встречала осанку. Что такое осанка?
В. – Осанка – привычное, непринужденное положение тела человека во время ходьбы, сидения, стояния.
Посмотрите внимательно на наших мальчиков. Почему осанка Миши лучше, чем осанка Андрюши? Какая спина у Андрюши? (сутулая). А как стоит Миша? (прямо, голова приподнята).
В. – Как вы думаете, а какая осанка у нашей гостьи Бабушки Яги?
Б. Я. – Пусть ребята мне покажут, как надо правильно стоять.
(Дети становятся возле стенки так, чтобы пятки, ягодицы, плечи и затылок касались стены.)
В. – Вот так, Баба Яга, ты можешь проверить свою осанку, зафиксировать её и всё время ровно ходить.
Б. Я. – Ой, ой, как же это не привычно для моей спины.
В. – Просто твоя спина привыкла всегда быть в согнутом, скрюченном состоянии. А наши ребята уже сейчас приучают себя ходить прямо, не сутулиться. Посмотри и попробуй.
(Каждому ребёнку мама кладёт на теменную часть головы мешочек
с песком, дети под музыку идут по залу. При этом мамы следят, чтобы мешочек не упал с головы ребёнка).
В. – А теперь ты попробуй, Баба Яга.
В. - Что бы всё получилось нужно обязательно тренироваться каждый день.
Б. Я. – Ой, ой, но спина всё равно у меня болит. Кто мне поможет?
В. – Чтобы спина никогда не болела просто необходимо укреплять мышцы спины. Запомнить это все должны. Как мы сможем, ребята, укрепить мышцы спины? (Делать физические упражнения).
Б. Я. – Какие такие физические упражнения надо делать!
В. - Сейчас всё тебе покажем, Баба Яга. И всему научим.
Дети с помощью родителей выполняют упражнения для укрепления мышц спины.
1. Поза дерева. Встаньте прямо. Ноги вместе, руки опущены, спина прямая, живот подтянут вверх. Сделайте спокойный вдох, затем выдох. Плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь вверх всем телом. Дыхание спокойное, произвольное. Представьте себе, что вы большое, могучее, растущее вверх дерево. Ваши руки, как ветви, тянутся к солнцу, все тело наливается бодростью, силой и здоровьем. Выполняйте упражнение 15–20 секунд, затем спокойно опустите руки и расслабьтесь.
2. Поза лебедя.
Встаньте прямо. Руки опустите, отведите плечи назад. Сцепите руки за спиной в замок и медленно поднимайте их вверх, стараясь не наклонять туловище. Руки при этом должны оставаться прямыми. Почувствуйте, как напряглись мышцы плеч и область между лопатками, как распрямился ваш позвоночник. Держите позу от 3 до 10 секунд, затем спокойно опустите руки вниз и расцепите их.
Поза лебедя позволит вам снять напряжение в спине и плечах, улучшит подвижность плечевых суставов.
3. Поза змеи. Лягте на коврик на живот. Ноги вместе, пальцы ног упираются в пол, пятки соединены. Руки согнуты, кисти стоят на полу на уровне груди, подбородок упирается в пол. Одновременно со вдохом медленно выпрямляя руки, поднимите голову, затем туловище, плавно прогнитесь, посмотрите вверх. Туловище ниже пупка от пола не отрывайте. В конечном положении задержитесь на 6–7 секунд, затем плавно опуститесь одновременно с выдохом. При этом сначала на пол медленно опускается грудь, а затем уже голова.
4. Поза злой кошки. Наклоните подбородок вниз и напрягите живот, выгибая спину. Держите 3 сек. Повторить 5 раз
5. Упражнение "ласточка" является известным и очень эффективным для укрепления спины для детей. Ребенок ложится на живот, прижимаясь ногами и бедрами к полу, и разводит руки по сторонам, словно это крылья. Теперь плавно, с осторожностью, ребенок поднимает и опускает голову одновременно с грудной клеткой, при этом двигает обеими руками как птица в полете. Следите, чтобы при выполнении упражнения ребенок смотрел вперед и не поднимал плечи очень высоко.
6. Упражнение «Собачка показывает переднюю лапку». Встать на четвереньки. Поднимать поочерёдно руки параллельно полу, шея и спина прямые.
7. Упражнение «Собачка показывает заднюю лапку».
Встать на четвереньки. Поднимать поочерёдно ноги параллельно полу, шея и спина прямые.
В. – А теперь поиграем. Игра называется «Подари воздушный шарик».
Дети ложатся по кругу животами вниз. Взрослые дают детям воздушные шарики, дети передают шарики друг другу по кругу, по часовой стрелке.
В. – А если ты,Баба Яга, будешь делать каждый день такие упражнения, то забудешь как болит спина.
Б. Я. - Ох, и весело здесь у вас! И спина перестала почти болеть!
Что – то я проголодалась. У меня там корзинка с едой стоит, сейчас её принесу и поем.
В. – Ну – ка, посмотрим чем ты питаешься? (Воспитатель достаёт конфеты, целый пакет печенья, муляж мяса, шоколадки, булки).
-Да, от такой тяжёлой и жирной пищи не только спина заболит, но и желудок и печень. Разве полезная это пища для нашего организма?
(Нет. Для организма полезна богатая витаминами пища).
В. – Покажите, ребята чем нужно правильно питаться, чтобы наш организм чувствовал себя легко и был здоров?
(Дети показывают овощи и фрукты. Мясо тоже необходимо нашему организму, но в небольших количествах. Так же полезна рыба и морепродукты).
В. - Давайте ребята вспомним и еще раз расскажем Бабе-Яге, что нужно делать, чтобы осанка была красивой.
Дети отвечают:
-Приучаться к правильному положению тела, когда спишь, стоишь, сидишь.
- Спать на жесткой постели с плоской подушкой.
- Выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины и живота.
- Употреблять богатую витаминами пищу.
-Когда идешь по улице,
Не надо, друг, сутулиться.
В. – А ещё для спины полезен массаж. Давайте ребята покажем как мы делаем друг другу массаж.
Массаж спины «Борщ»
«Чики-чики-чики-ща!
Вот капуста для борща. (похлопывание ладонями по
спинке другого ребенка)
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки (постукивание ребрами ладоней)
Полголовки лучку, (поколачивание кулачками)
Да зубок чесночку!
Чики-чики-чики-чок! (поглаживание ладонями)
И готов борщечок!
В. – Сегодня на занятии мы с вами не только играли, но и обсуждали очень важную тему, как формировать правильную осанку.
Б. Я. – Спасибо, ребята, что рассказали мне все про осанку. Теперь моя спина точно не будет болеть. И я даже хочу потанцевать.
Звучит музыка. Все танцуют «Танец весёлых утят»