Получи документы

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка (2 фото)

Гусева Евгения Олеговна
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка

Соавтор: Пехтерев Игорь Васильевич, инструктор первой помощи Российского красного креста

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка

Пояснительная записка

XXI век – это век высоких технологий, беспроводных коммуникаций и огромных скоростей. Но также это и век экстремизма, террористических акций, роста насилия и агрессии в мире, увеличения количества природных катаклизмов и различных экстремальных ситуаций. Также серьезное психологическое воздействие на человека оказывают и ситуации потенциальной угрозы, «характерные тем, что объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека» (например, в ситуации дорожного движения, обращения с огнестрельным оружием) [5].

Публикация «Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи „Первые шаги первой помощи“, Пояснительная записка» размещена в разделах

Неизбежным последствием жизни в таких условиях является нарушение базовой потребности человека – потребности в безопасности. Стрессогенные условия, непрерывная тревога и постоянное ожидание каких-либо происшествий могут сделать жизнь современного человека невыносимой и гнетущей. В такой ситуации все усилия организма были бы направлены только на удовлетворение потребности в безопасности: поиск защищенности, стабильности, порядка и отсутствия страха, тревоги и хаоса. И это негативным образом отразилось бы на способности человека активно и продуктивно жить и работать, поскольку, согласно А. Маслоу, только удовлетворение «освобождает организм от господства относительно более физиологической потребности, давая, таким образом, возможность появлению других, более социальных целей» [2].

Однако, несмотря на все угрозы, явные и скрытые, человек по-прежнему продолжает жить, работать и успешно взаимодействовать в социуме. Это возможно благодаря действию защитных механизмов психики, в первую очередь, таких как «отрицание» и «вытеснение». Любой человек, независимо от уровня образования и социального положения, несмотря на получаемую информацию обо всех происходящих катаклизмах, все равно верит, что с ним и с его близкими ничего подобного не произойдет. Он верит во власть человека над собственной жизнью, поскольку только так человек может выжить в этом небезопасном мире и остаться работоспособным и психически здоровым. «Отрицание» и «вытеснение» работают эффективно, помогая психике человека избавляться от излишнего напряжения и тревоги. Но, к сожалению, в данном случае работают самые элементарные механизмы, которые сильно искажают и фальсифицируют восприятие реальности, а значит, они работают только в том случае, когда действительно ничего катастрофического и экстремального не происходит. Однако рано иди поздно, практически каждый человек реально становится участником или свидетелем какой-либо чрезвычайной ситуации, и тогда привычное защитное поведение ломается. В этот момент психика подвергается двойному напряжению: во-первых, со стороны самой ситуации, во-вторых, от внутреннего ощущение невозможности, нереальности происходящего. В этом обнаруживается острая проблема современности – неготовность человека к встрече с чрезвычайной ситуацией.

Поведение человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях в последние два-три десятилетия привлекают особое внимание различных специалистов, в том числе психологов. Существует большое количество эмпирических данных об особенностях поведения человека в ЧС и о влиянии ЧС на его психику. Эти данные постепенно систематизируются, осмысливаются и становятся теоретической основой практической деятельности психологов экстренных служб. Они также служат для выработки рекомендаций по оказанию экстренной психологической помощи, по работе с посттравматическим стрессовым расстройством, по психологической подготовке к ЧС. Однако подавляющее большинство публикаций о психологической подготовке человека к экстремальным ситуациям описывают процесс подготовки спасателей и других специалистов, работающих в экстремальных условиях. Безусловно, психологическая подготовка спасателей – важное направление деятельности психологов, но спасатели составляют весьма незначительную часть людей, подвергающихся воздействию экстремальных условий. В 2005 году, описывая результаты деятельности Центра психологии экстремальных ситуаций ПИРАО, В. В. Рубцов пишет: «Для того чтобы подойти к решению проблемы психологической безопасности необходима … разработка системы повышения психологической грамотности населения» [4].

Дети являются наиболее уязвимой категорией населения, поскольку они менее всего подготовлены к встрече с чрезвычайными ситуациями. «Существует ошибочное мнение относительно того, что маленькие дети практически ничего не понимают в том, что происходит с ними, и соответственно их реакция будет существенно отличаться от реакции взрослых, которые с целью ограждения ребенка от неприятностей стараются скрыть реально существующее положение дел» [3]. По этой же причине взрослые, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, отстраняют детей, изолируют их, что также является неверным, т. к. отстраненный ребенок не получает информацию о происходящем. Поскольку наиболее значимым фактором, определяющим степень психической травматизации ребенка, выступает восприятие ребенком чрезвычайной ситуации [3], особенно важно не оставлять ребенка один на один с ней, а объяснить причины происходящего и указать на необходимые действия.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией и не понимая происходящего, в попытке спастись от этого прячутся по темным углам (в шкафах, под кроватями и т. д.). Однако такое поведение лишь увеличивает опасность для них, поэтому детей необходимо заранее готовить к наиболее вероятным трудным и чрезвычайным ситуациям, четко объясняя им, что нужно сделать, чтобы не пострадать. Кроме того, в такой ситуации дети могут стать помощниками. С того момента, когда ребенок выучил цифры, он уже может вызвать службы спасения и тем самым спасти кому-то жизнь. В работе служб спасения известны такие случаи, когда удавалось спасти жизни людей благодаря звонку маленького ребенка, который смог позвонить в «01» и сказать лишь одно слово: «Огонь».

Опираясь на эти постулаты, мы считаем, что детей можно и нужно обучать первой помощи, чтобы обезопасить их самих, обучив правильному поведению при ЧС, и чтобы дать им возможность помочь другому человеку, если ему стало плохо, даже когда других взрослых рядом не оказалось.

Для этой цели на основе программы «Первой помощи» Российского красного креста [1] нами было разработано мини-занятие «Первые шаги первой помощи». Занятие подготовлено таким образом, чтобы проводить работу с детьми от 4-х лет, поскольку не требует от детей больших физических затрат, каких-либо предварительных знаний или заучивания большого количества материала. Занятие проводится в игровой форме, что облегчает процесс запоминании детьми алгоритма поведения при возникновении ЧС. Также это занятие подходит для проведения «поточным методом», когда необходимо в короткие сроки обучить большое количество детей (например, в детском лагере, в школе и т. д.).

Литература

1. Базовый курс «Первая помощь» Российского красного креста (от 28 мая 2014 года)/ http://www.redcross.ru/?pid=265

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2008. – С. 60-65.

3. Онищенко Н. В. Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1 (23). С. 45-52.

4. Рубцов В. В. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. // Вестник практической психологии образования, № 3. – М. : МГППУ, 2005.– С. 112-116.

5. Энциклопедия юридической психологии. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА., 2003.

Фото «Первые шаги первой помощи»
Публикации по теме:

Конкурс поделок «Осенние фантазии»Конкурс поделок «Осенние фантазии» Каждый год в нашем дошкольном учреждении проходят конкурсы творческих работ. Этот год не стал исключением! В октябре 2014 года в детском.

Пасхальное яйцо с изображением, Животворящего Креста! «Христос Воскресе!»Пасхальное яйцо с изображением, Животворящего Креста! «Христос Воскресе!» Дорогие друзья. коллеги! Хочу рассказать вам историю которая произошла на Пасху в этом 2014 году. Согласно преданию, первое пасхальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка
Опубликовано: 4 января 2015 в 21:12
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД