Мария Никифорова
«Мир девочек и мир мальчиков». Мини-конференция для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к конференции: оформление плакатов, с записанными на них педагогическими установками: «Воспитывайте мальчика в строгости, чтобы он вырос настоящим мужчиной»; «Девочка — это сама скромность».
Текст приглашения для родителей : Приглашаем Вас на мини - конференцию для родителей. Здесь Вы лучше узнаете мир вашего ребенка. Здесь Вы найдете ответ на вопрос, как раскрыть уникальные природные данные вашего ребенка.
Мы ждем Вас.
Конференция состоится … Дата и время проведения: ….
Анкета для родителей (проводится до начапа конференции).
Публикация «„Мир девочек и мир мальчиков“, Мини-конференция для родителей» размещена в разделах
Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. Если Вы согласны с предложенным утверждением, ответьте «Да», а если против — то «Нет». Запишите мнение, которого Вы придерживаетесь.
— Девочки более послушны, чем мальчики.
— Девочки лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.
— Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.
— Мальчики испытывают более сильное желание отличиться.
— Мальчики большую одаренность проявляют в точных науках (математика).
— Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
— Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
— У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.
— Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
— Девочки менее активны.
— Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
— Девочки более ласковы.
— Девочки легче попадают под чужое влияние.
— Мальчики предприимчивее.
— Девочки трусливее мальчиков.
— Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
— Девочки реже соперничают между собой.
— Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
— У мальчиков больше склонностей к творческой работе, а девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Ход конференции. Ведущий: Вот и родился ваш ребенок, и все родные и знакомые знают, что теперь у вас сын или дочь. Пеленки, распашонки, бессонные ночи, кормление — и мы подчас забываем, кто именно наш малыш — мальчик или девочка.
А, может, и правда, что до какого-то возраста разницы между мальчиком и девочкой просто нет?
Давайте вспомним, в какие игры играют наши мальчики и девочки еще в дошкольном возрасте? А рисунки — они похожи у них или нет?
Может, все-таки мальчиков и девочек надо воспитывать одинаково? И что тогда получится?
Групповая дискуссия с целью увидеть проблему с разных сторон.
Педагог — психолог: Вы правы. Мы интуитивно чувствуем разницу в психике мальчиков и девочек и потому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем даже слегка отличающиеся жесты и мимику.
Психологические особенности мальчиков и девочек различны, наиболее заметно они проявляются в особенностях восприятия, в освоении речи, в эмоциях. В экстремальных ситуациях различия между полами обнаруживают себя резко.
Все эволюционно-прогрессивные признаки выражены больше у мужского пола. Удлинение периода детства — прогрессивный признак: у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек. Девочки рождаются на 3–4 недели более зрелыми, чем мальчики; к школе это различие достигает в среднем 1–2 лет. Мальчики на 2–3 месяца позже начинают говорить, на 4–6 месяцев — ходить. У мальчиков 7–15 лет травмы бывают в 2 раза чаще, чем у девочек того же возраста. Трудновоспитуемые дети — обычно мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, ругают чаще, чем девочек, и реже берут на руки. В разговорах с девочкой, даже годовалой, старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный и т. д.).
Что касается восприятия, то в дошкольный период острота слуха у мальчиков в среднем выше, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. В играх девочки, как правило, используют ближнее зрение: для игры им достаточно маленького уголка. Мальчики, играя, опираются на дальнее зрение: бегают друг за другом, и для этого им требуется больше пространства.
Обучаясь, мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретной информации, а девочки — для установления контакта со взрослыми. Мальчики ориентированы на получение информации, девочки — на отношения между людьми. Мальчикам важен результат деятельности, девочкам — процесс.
У девочек в дошкольном возрасте речь развита лучше, но их ответы более однообразны. У мальчиков ярче выражена индивидуальность, они нестандартно, интересно мыслят, но чаще молчат. Им лучше дается поисковая деятельность, т. е. принципиально новая.
Родители обычно хуже понимают эмоциональный мир сыновей. Мальчики кратковременно и ярко реагируют на эмоциональный фактор. У девочек при эмоциональной нагрузке резко вырастает общая активность, их мозг как бы готов каждую минуту к ответу на любую неприятность. Мальчики обычно снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.
Мамам, воспитателям трудно понять эту сторону жизни мальчиков — сами-то они другие. Вот и получается: мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, остается равнодушным к ее словам. На самом деле, все совсем не так. Мальчик уже ушел с пика эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора — он, в отличие от мамы (сестры, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, не приспособлен к этому и, чтобы «не сломаться», просто отключил слуховой канал. В это время информация до его сознания не доходит. Он никого уже не слышит. Педагогу (маме) надо остановиться, ограничить длину нотации, сделать ее более емкой по смыслу, ведь мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональное воздействие. Необходимо объяснить ему ситуацию очень коротко и конкретно, показав, чем вы не довольны.
Педагог — психолог. Предлагаю сравнить ваши ответы на анкету с данными науки, приведенными ниже.
В раннем детстве девочки более послушны. Пока не установлено фактов, позволяющих утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных и растениях. Разве что, в возрасте 6–9 лет девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше, но это только стереотип мышления. Мальчики и девочки одинаково чувствительны к обстановке, в которой живут, тяжело переносят боль и страдания. Мальчики лишь делают вид, что им небольно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два три года, когда начинает формироваться их личность. В дальнейшем проявление агрессивности зависит от уровня воспитанности. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. В детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно. Девочки предпочитают одну или двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы; когда вырастают, эта особенность сохраняется. Мальчики, так же как и девочки, нуждаются в ласке. Мальчики скорее примут на веру мнение компании — родителям и педагогам это надо непременно иметь в виду. До младшего подросткового возраста у мальчиков и девочек разницы в активности нет. Нет разницы в способностях между мальчиками и девочками : у кого-то больше творческие возможности, у кого-то — меньше. Пол здесь не имеет значения.
Групповое обсуждение анкеты.
Педаго — психолог. Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными, какими их создала природа. А вот удастся ли им сохранить, раскрыть, развить свои задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.
Воспитатели и педагог психолог благодарит родителей за сотрудничество.