Александр Владимирович Гришин
Мнемическая деятельность учеников в психофизиологическом процессе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Причины неуспеваемости младших школьников. В психолого-педагогической литературе рассматриваются следующие группы причин школьной неуспеваемости: психофизиологические, психологические, педагогические, социальные.
К психофизиологическим причинам неуспеваемости относятся: соматическая ослабленность ребенка; нарушения сенсорной сферы, психического, интеллектуального развития; эмоциональные расстройства;
Публикация «Мнемическая деятельность учеников в психофизиологическом процессе обучения» размещена в разделах
двигательные нарушения (моторная заторможенность или расторможенность); нестабильность психических процессов (быстрый переход от повышенной активности к пассивности и наоборот); нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия).
Вторая группа причин школьной неуспеваемости – психологические причины – включает несформированность мотивации обучения; нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов (слабая произвольность, недостаточный уровень развития мышления, памяти, мелкой моторики руки, фонематического слуха, речи и др.).
Педагогическими причинами неуспеваемости младших школьников являются недостаточная подготовка ребенка к школе (несформированность важных для учебы умений и личностных качеств) и недостатки в организации учебной деятельности.
Так, негативное влияние на успеваемость младших школьников
оказывают:
• чрезмерный акцент в процессе преподавания на механическом запоминании учебного материала; недостаточное внимание к развивающей стороне обучения;
• неумение учителя проявлять неуклонную требовательность к
учащимся, отсутствие систематического контроля их работы, неумение вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся;
• неумение учителя заинтересовать учащихся, развивать их познавательную активность;
• слабое развитие у школьников умения учиться рационально,
культуры умственного труда;
• незнание учителем индивидуальных особенностей учеников, отсутствие должного индивидуального подхода к учащимся на уроках;
• недостаточное внимание к формированию правильных взаимоотношений между учителями и учащимися, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности;
• недостаточный уровень компетентности учителя в области педагогики, психологии, учебного предмета и методики его преподавания.
Основной социальной причиной неуспеваемости младших школьников выступает неблагополучие семьи, ее дезадаптация хотя бы в одной сфере жизнедеятельности (экономической, культурной, психологической).
На отношение ребенка к школе, к учебной деятельности существенное влияние оказывают коллективные отношения, психологический климат в классе, социометрический статус ученика. Очень важно, чтобы учащийся занимал благоприятное положение в системе межличностных отношений.
Типология неуспевающих учащихся. Особенности неуспевающих учащихся. А. М. Гельмонт выделил три категории неуспеваемости:
– глубокое и общее отставание (1 категория);
– частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость (2 категория);
– эпизодическая неуспеваемость (3 категория).
В начальных классах проблемы с успеваемостью возникают, как правило, у дезадаптированных учеников. Е. И. Рогов и Г. Л. Мартынов выделяют следующие формы дезадаптации:
1-я форма – несформированность навыков учебной деятельности;
2-я форма – несформированность мотивации учения, направленность на другие виды деятельности;
3-я форма – неспособность произвольной регуляции поведения,
внимания, учебной деятельности.
Ю. З. Гильбух обратил внимание на 3 вида неуспеваемости:
• общее отставание в учении (по языку, математике и другим учебным предметам);
• специфическое отставание (по языку или математике);
• отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности.
Н. И. Мурачковский выделил три типа неуспевающих школьников
в соответствии с основным фактором неуспеваемости – отношение к
учению, особенности мыслительной деятельности (обучаемость, качество самоорганизации:
1-й тип: неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
2-й тип: учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
3-й тип: неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу.
Для большинства учащихся с относительно устойчивой и длительной неуспеваемостью характерны такие особенности, как: – неразвитость познавательных интересов, стремление избежать усилий, связанных с умственной работой (это проявляется в поиске различных «обходных путей» – списать, подслушать и т. д.);
– несформированность умений учебной деятельности, наличие
устойчивого неправильного подхода к учению;
– недостаточное овладение такими психическими функциями, как память, восприятие, воображение, неумение организовать свое внимание. Отсутствие привычки к высокой концентрации внимания в учебе приводит к существенному снижению индивидуального темпа работы;
– слабая воля и самоорганизованность, отсутствие трудолюбия.
Основные направления работы по профилактике неуспеваемости младших школьников. С учетом наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости, типичных особенностей неуспевающих учащихся, специфики младшего школьного возраста можно выделить направления работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников (данные направления отражают задачи работы педагога с личностью учащегося) :
• развитие познавательных мотивов, познавательной активности;
• развитие познавательных процессов и школьно-значимых функций;
• формирование общеучебных умений;
• развитие волевой сферы, настойчивости и привычки трудиться.
Рассмотрим практическую реализацию основных направлений работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников.
Развитие познавательных мотивов, познавательной активности.
В основе формирования интереса и любви к определенному виду деятельности лежат положительные эмоции, получаемые от ее процесса
и результата. Таким образом, очевидна необходимость создания ситуации успеха, т. е. обеспечение педагогом условий, при которых каждый
ученик может достигнуть значительных результатов в деятельности. К таким условиям относятся:
1. Соответствие требований педагога, сложности учебного задания возможностям ученика. Это соответствие может быть обеспечено с помощью индивидуальных заданий на карточках, предоставления выбора заданий, дифференцированной работы на уроке с временными группами учащихся, дифференциации домашних заданий, использования системы подсказок, наводящих вопросов, алгоритмов и др.
2. Усиление творческой направленности обучения предполагает, во первых, обогащение содержания деятельности творческими заданиями, во-вторых, формирование адекватной творчеству личностной позиции
учащихся, замена репродуктивной установки (воспроизведение, применение привычных способов решения) на продуктивную, творческую (поиск новых способов решения).
В основе творческой установки – внимательность к задаче. Для повышения последней могут использоваться нерешаемые задачи, ошибки в задании, нелепые или противоречивые данные. В структуре урока, несомненно, должны быть представлены этапы актуализации знаний, создания проблемной ситуации. Это позволит поставить учебную задачу
так, чтобы она вытекала из логики предмета и необходимости познавательного процесса. Н. Б. Шумакова, например, для создания мотивации предлагает использовать приемы «ключевые слова», «загадки», «выполнимое/невыполнимое действие», «погружение в проблему».
3. Реализация стимулирующей функции оценки. В оценивании
работ младших школьников целесообразно применение личностного критерия педагогической оценки (на основе сравнения достижений школьника относительно его самого, его прежних результатов, отказ от сравнения с более успешными одноклассниками. Педагогически целесообразным является авансирование в оценках, широкое использование
похвалы, одобрения. В. А. Сухомлинский рекомендовал не оценивать результаты слабоуспевающего ученика согласно инструкции об оценке успеваемости, не оглушать его «двойкой», так как такой ребенок требует других критериев оценки.
4. Обеспечение привлекательности учебного процесса. Младших школьников привлекает проблемный и эмоциональный характер изложения материала, использование наглядности (натуральной и изобразительной, воспринимаемой разными органами чувств, занимательных
заданий, игр, интересного содержания заданий (например, с введением сказочных персонажей). Занимательные задания (ребусы, шарады, загадки, кроссворды и др., развивающие игры могут успешно использоваться при изучении разных предметов и тем. Например, на уроках
русского языка слово-отгадку ученики разбирают по составу, склоняют,
делают звуковой анализ и др.
Повысить привлекательность урока позволяет также разнообразие видов (наблюдать, придумывать, решать и др.) и форм учебной работы (коллективная, групповая, индивидуальная и др.). Интерактивное взаимодействие
объединяет социальные и познавательные мотивы и таким образом способствует усилению мотивационного компонента учебной деятельности.
5. Оптимизация педагогического взаимодействия с учащимися, повышение их статуса в классе. Очень важно при взаимодействии с учениками (особенно имеющими затруднения в учебе) демонстрировать
оптимизм, веру, доброжелательность, безусловное принятие, готовность помочь, терпение. Только такая позиция педагога укрепляет веру учащегося в свои силы и стимулирует его стремление к саморазвитию.
Действенным приемом повышения статуса ученика в классе является информирование одноклассников о его успехах, творческих достижениях во внеклассной и внешкольной деятельности.
Развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) и школьно-значимых функций (пространственного восприятия и анализа, зрительного восприятия и анализа, фонематического восприятия, анализа и синтеза, тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации). В специальной литературе представлены комплексы развивающих заданий, упражнений. Например, развитию фонематического восприятия младших школьников способствуют такие упражнения и творческие задания: выделить заданный звук (из ряда звуков, из слова, найти общий звук в словах, придумать слово с заданным звуком
(слогом, с заданным количеством звуков, слогов, определить первый (последний) звуки, преобразовать слова (изменить, добавить, убрать звук, составить схемы слов и др.
Формирование общеучебных умений основано на поэтапном овладении способами действий: осуществление учебных действий под непосредственным руководством учителя (1 класс); овладение способами действий в ходе осуществления коллективно распределенной учебной деятельности (2–3 класс); развитие самостоятельности в выполнении
учебных действий, зарождение предпосылок индивидуальной учебной деятельности (4 класс).
Высший уровень овладения учащимися общеучебными умениями
предполагает проявление самостоятельности и творчества при осуществлении выбора и рефлексии. Например, при организации мнемической деятельности ученик должен выбрать наиболее подходящий
прием запоминания (логическая обработка текста; составление плана;
смысловое соотнесение; разработка наглядной опоры; использование
сенсорных опор памяти и др., соотнести полученный результат с запланированным и внести коррективы в свою деятельность. Эффективным
педагогическим средством является разработка памяток, рекомендаций,
алгоритмов («Как организовать рабочее место», «Как правильно учить
стихи» и др.). С учетом разных возможностей учащихся им могут быть
предложены такие варианты задания: анализ, дополнение, исправление
предложенных рекомендаций, оценка деятельности на основе рекомендаций.
Важным направлением работы в контексте рассматриваемой проблемы выступает развитие волевой сферы младших школьников, их
настойчивости и привычки трудиться. Психологи Г. И. Вергелес,
Л. А. Матвеева, А. И. Раев рекомендуют для развития волевых свойств
приучать младших школьников ставить перед собой цели (выделяя близкие и далекие, легко и трудно достигаемые); постепенно увеличивать
меру самостоятельности учеников в выполнении заданий (сокращать
помощь, увеличивать объем задания, его сложность, стимулировать
самоконтроль и др.); осуществлять систематический контроль за выполнением заданий, привлекать учеников к взаимооценке и самооценке; подкреплять волевые усилия положительными эмоциями (ученик должен получать удовлетворение от преодоления трудностей в каждом волевом акте). Для развития воли детей младшего школьного возраста целесообразно использовать также разнообразные игры (например, «Пуговица», «Найди отличие между двумя картинками» и др., которые
позволяют сложный, интеллектуально насыщенный материал сделать
интересным и занимательным.