МААМ-картинки

Мнемотехника для заучивания стихотворений (1 фото)

Светлана Овчинникова
Мнемотехника для заучивания стихотворений

Мнемотехника для заучивания стихотворений

«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Мнемотехника для заучивания стихотворений

К. Д. Ушинский

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен, дети испытывают трудности в заучивании стихотворений.

Публикация «Мнемотехника для заучивания стихотворений» размещена в разделах

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас не подвела в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать.

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для заучивания стихотворений и обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологие т. к. для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Работая в логопедической группе я столкнулась с этой проблемой более глубоко. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, а также ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:

Кто это? (Мышка).

Любимое лакомство мышки? (Сыр).

Кого боится мышка? (Кошку).

Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.

Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, листья желтые, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно.

Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Этапы работы над стихотворением :

Выразительное чтение стихотворения.

Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Старший дошкольный возраст.

Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное.

Мнемотаблицы активизируют речь детей, развивают память, мышление,внимание.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Очень эффективны мнемотаблицы в автоматизации поставленных звуков логопедом. В индивидуальной работе очень помогают воспитателю закреплять поставленные звуки в речи детей. Кроме того:

основывается на комплексном подходе, включающем:

- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

- специальную организацию развивающей среды;

- развитие мотивационно -потребностной сферы речевой деятельности.

Публикации по теме:

Конспект заучивания стихотворения по этикету «Доброта» в младшей группеКонспект заучивания стихотворения по этикету «Доброта» в младшей группе Программное содержание: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека.

Мнемотаблицы стихотворений о весне для заучивания Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запо-минания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей Мнемотехника как способ развития связной речи у детей (из личного опыта учителя-логопеда Ефимовой А. С.) Ни для кого не секрет, что в настоящее.

Мнемотехника как средство познавательного развития детей. Мнемотехника как средство познавательного развития детей. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных.

Мнемотехника на вооружении у воспитателяМнемотехника на вооружении у воспитателя С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.

Мнемотехника в работе с дошкольниками "Мнемотехника в работе с дошкольниками"Мнемотехника - это искусство запоминания. Точнее, совокупность приемов и способов, которые облегчают.

Мнемотехника — это технология развития памяти и речи у детейМнемотехника — это технология развития памяти и речи у детей ''Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой; из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска''.В. Шаталов. За.

Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми Мастер-класс для педагогов «Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми» Мнемотаблицы особенно эффективны.

План-конспект заучивания стихотворения «Весна» в средней группе програмное содержание задачи: О. обогащать и систематизировать знания детей о весне; уметь изображать своё видение в рисунке ;развивать.

Подборка стихов для заучивания наизусть по темам недели для подготовительной группы Впечатления о лете «Я рисую лето» П. Прануза Я и мои друзья «Про дружбу» Ю. Энтин Музей – хранитель времени «Музей» Ольга Изотова Осень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника для заучивания стихотворений
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 15:39
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД