Получи документы

Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»

Регина Пулатова
Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
▼ Скачать + Заказать документы

для II младшей, средней, старшей, подготовительной группы.

Тема: Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»»

Направленность: познание окружающего мира, ориентировка в пространстве, формирование элементарных математических представлений, развитие игровой деятельности, развитие всех компонентов устной речи.

Предпосылки: обогащение материально – технической базы и развивающей среды группы.

Вид: учебно – методическое пособие.

Публикация «Многофункциональная дидактическая игра „Умные кубики“» размещена в разделах

Предназначение: задания направлены на правильное формирование звуковой культуры речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

Актуальность: сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие "Умные кубики".

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах и овощах, о геометрических фигурах, цвет, форму, величину.

2. Развивать речь детей: вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли; развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость.

Активизация словаря: существительные: обувь, одежда, круг, овал, квадрат, домашние животные, дикие животные и т. д. Прилагательные: синий, красный, яблочный, морковный, зеленый, дикий, домашний и т. д. Глаголы: летает, звенит, жужжит, рычит и т. д.

Описание пособия: 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.

Ожидаемый результат: участие в играх будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции

Основные достоинства:

многофункциональность;

• дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;

• участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.

Варианты игры:

II младшая группа

1 вариант. Ребенок поворачивает куб с картинками-предметами и выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику.

2 вариант. Ребенок, поворачивая кубы, должен подобрать картинку-предмет и картинку с изображением лица, показывающим определенное артикуляционное упражнение. Затем ребенок выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику. Свериться ребенок может с наглядным материалом.

Средняя группа

Вариант №1 «Домашние и дикие животные»

В карман желтого цвета нужно положить карточки с изображением домашних животных, а в карман розового цвета – диких животных.

*Почему животные называются домашними? (живут рядом с человеком)

*Почему дикими? (живут в лесу)

Вариант №2 «Фрукты и овощи»

В корзину нужно собрать овощи, а в вазу положить фрукты.

*каким цветом огурец? (зелёный, какой формы? (овал)

*Каким цветом помидор? какой формы? И т. д.

Вариант №3 «Подбери к изображениям соответствующие формы»

*Какие знакомые формы ты увидел? Какого цвета?

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Скажи, какой?

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) бросает кубик, называет предмет, изображенный на гране кубика, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мяч. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т. д.

Кубик "Ветерок"

Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.

Описание кубика. На гранях кубика изображены цветок, ворота, ладошки, веточка, султанчик, туча. Подвижные силуэты из легких бумажных, ватных материалов, закрепленные на леске.

Ребенок выбирает грань и с помощью воздушной струи выполняет разнообразные задания: мяч загнать в ворота, листик расположить на ветку дерева, бабочку посадить на цветок и др.

Кубик "Артикуляционная гимнастика"

Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.

Описание кубика. На гранях кубика изображение : солнышко, лошадка, стрекоза, лягушка, уточка, слоненок. Возможно использование сказки и стихотворного материала.

• Упражнение "Солнышко" : язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.

• Упражнение "Стрекоза" : язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.

• Упражнение "Лягушка" : язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.

• Упражнение "Уточка" : язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: кря-кря-кря.

• Упражнение "Слоненок" : увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку.

А теперь слоненок я,

Посмотрите на меня.

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну:

• Упражнение "Лошадка" : увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, -улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.

Цок-цок-цок-цок!

Я лошадка - Серый Бок!

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок!

Если хочешь, прокачу!

Цок-цок-цок-цок!

Покатался язычок на лошадке и отправился домой - язычок спрятать.

Старшая группа

Вариант 1

Цель: автоматизация звуков речи в игровой форме.

Задачи:

1. Автоматизация звука в изолированной позиции.

2. Автоматизация звука на уровне слова.

3. Автоматизация на уровне предложения.

Для игры потребуются 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в кубики играть.

Ну, скажите поскорее.

Кто из вас - ребят умнее?

Ведущий объясняет первое задание и обсуждает ход действий с игроками. Участники поочерёдно бросают 2 кубика.

Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике изображением самолёта, то ребёнок должен правильно артикулируя 3 раза произнести звук [Р-Р-Р].

Если на одном из кубиков выпадает 5 кружков, а на другом кубике предметная картинка изображением ракеты, то ребёнок должен чётко, громко произнести слово «ракета» 5 раз.

Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике сюжетная картинка, то ребёнок должен составить предложение из 4 слов.

Вариант 2

Цель: развитие грамматического строя речи.

Задачи:

1. Согласование глаголов с существительными.

2. Согласование прилагательных с существительными.

3. Согласование числительных с существительными.

Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением кошки, то ребёнок должен припомнить 3 действия, ответив на вопрос:

«Что делает кошка?» Предполагаемые ответы: кошка играет, кошка лакает, кошка царапает.

Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике предметная картинка изображением яблока, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 признака яблока. Например: яблоко красное, яблоко вкусное.

Если на одном из кубиков выпадает 6 кружков, а на другом кубике предметная картинка с изображением куклы, то ребё нок должен посчитать от 1 до 6 со словом кукла: одна кукла, две куклы, три куклы…

Подготовительная группа

Вариант

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

1. Упражнять детей в различении гласных, согласных звуков.

2. Совершенствовать навыки припоминания слов на заданный звук.

3. Совершенствование навыки синтеза предложений.

Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике условное обозначение гласного звука - красный кружок (твёрдый согласный - синий кружок, мягкий согласный – зелёный кружок, то ребёнок должен припомнить 3 гласных звука, например: А, Ы, У.

Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике изображение буквы М, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 слова со звуком [м]. Например: гном, дом. Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением машины, то ребёнок должен придумать предложение из 4 слов со словом машина. Например: машина везёт жёлтый песок.

Вариант "Чистоговорки" (звук Ш)

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Описание кубика : каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:

"Ты что шуршишь, шуршишь?"

Мышонок шепчет мыши:

"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка

Вот и весь Мишутка!

Пыхтит, как пышка,

Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,

Поднимает зайка ушки.

Зайка серый скачет ловко,

Зайка кушает морковку.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе октябрь 2013 г. 1 неделя вторник 1.10.2013г 1. Музыкальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 20:26
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»» (включая файлы) размещена пользователем Регина Пулатова (УИ 269847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД