Лучший педагог года

Многофункциональное лексическое панно «Мир вокруг нас»

Татьяна Бардиер
Многофункциональное лексическое панно «Мир вокруг нас»

Многофункциональное

лексическое панно

«Мир вокруг нас»

Авторы:

Бардиер Т. Ю., Барсукова О. С., Вилесова М. А., Павлова Т. Ю., Холод Е. В.

Кемерово 2013

Данные методические рекомендации посвящены методике использования

многофункционального лексического панно «Мир вокруг нас», предназначенного для формирования целостной картины мира, расширения кругозора дошкольников. В основу рекомендаций положен опыт работы воспитателей коррекционных групп МАДОУ № 221 «Детский сад комбинированного вида».

Публикация «Многофункциональное лексическое панно „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Настоящая работа адресована воспитателям групп компенсирующей и общеразвивающей направленности ДОУ, а также учителям-дефектологам и учителям-логопедам.

Коллектив педагогов МАДОУ № 221 «Детский сад комбинированного вида» :

Павлова Т. Ю. – учитель-дефектолог, первая квалификационная категория,

Бардиер Т. Ю. – воспитатель логопедической группы, вторая квалификационная категория,

Барсукова О. С. – воспитатель логопедической группы, первая квалификационная категория,

Вилесова М. А. – воспитатель специализированной группы по зрению, первая квалификационная категория,

Холод Е. В. - воспитатель специализированной группы по зрению, первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на любознательности ребенка.

Развитие познавательных процессов представляет собой разные формы ориентировки ребенка в окружающем мире и на себе самом, регулирует его деятельность. Возникают специальные способы ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование и моделирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов.

То же самое можно сказать и о деятельности детей при работе с многофункциональным лексическим панно. Многофункциональное лексическое панно «Мир вокруг нас» способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Работа с многофункциональным лексическим панно предполагает углубление и закрепление знаний о разнообразии и совершенстве строения природных форм и объектов, осознание явлений окружающего мира и социальной среды, а так же способствует развитию речи, обогащению и активизации словаря детей.

Многофункциональное лексическое панно способствует развитию зрительного восприятия и зрительных функций, активизации зрительно-двигательной ориентации, сенсорному развитию детей, закреплению таких математических понятий, как пространство, количество, размер, цвет; активизирует мелкую моторику рук.

Особое значение многофункциональное лексическое панно имеет в группах по коррекции зрения и речи.

Многофункциональное лексическое панно может использоваться педагогом при организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) и свободной деятельности детей по любому разделу обучения и воспитания.

Поскольку идея создания и использования многофункционального лексического панно «Мир вокруг нас» возникла в связи особенностями коррекционной работы в группах компенсирующей направленности, имеет смысл обратить внимание на особенности развития детей, имеющих нарушения зрения и речи.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста на многофункциональном лексическом панно «Мир вокруг нас»

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников.

Образовательные задачи:

• Расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира, выходящих за пределы непосредственного восприятия.

• Упорядочить и систематизировать накопленные сведения о мире, в том числе за счет подбора различных основ классификации.

• Формировать поисковые и аналитические умения при решении проблемных задач.

• Совершенствовать представления о пространственном расположении предметов.

• Уточнять, систематизировать и углублять знания о мире животных.

• Расширять представления о строении и жизнедеятельности человека.

• Закреплять знания о видах и назначении транспорта.

Учить различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Обучать ориентировке в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.

• Закреплять такие сенсорные понятия, как пространство, количество, размер, цвет.

Развивающие задачи:

Развивать психические процессы: мышление, произвольность, образность памяти; устойчивость внимания.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, группировать и классифицировать предметы.

• Развивать способность практически применять усвоенные знания.

• Развивать познавательный интерес к миру природы.

• Развивать экологическое мышление и творческое воображение.

• Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

• Способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать социальные навыки: умение работать самостоятельно и в микрогруппе, соблюдать правила и выполнять инструкции взрослого.

• Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности с ними.

• Воспитывать интерес к художественному слову.

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому и окружающей среде.

Коррекционные задачи:

• Активизировать и тренировать зрительно-двигательную ориентацию (фиксация взора на предметах, прослеживающая функция глаз, развитие глазомера, меткости).

• Развивать зрительное восприятие, зрительную память, внимание.

• Совершенствовать представления о сенсорных эталонах, актуализировать обследовательские действия.

• Формировать умение ориентироваться в пространстве, активно использовать пространственные обозначения, предлоги и наречия.

Развивать навыки ориентирования на плоскости: самостоятельно располагать предметы в заданных направлениях, менять местоположения, словесно обозначать расположение объектов.

• Развивать слуховое и зрительное восприятие, образную память, внимание.

• Развивать умение находить предметы по описанию, давать им характеристику, оперировать предметами в самостоятельной деятельности.

• Формировать и совершенствовать грамматическую правильность и связность речи, обогащать и активизировать словарь детей.

• Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Методика использования

многофункционального лексического панно «Мир вокруг нас»

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, так как наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Данное методическое пособие было разработано для эффективности образовательного процесса и систематизации дидактических игр по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с учетом лексических тем.

Использование данного пособия облегчает детям восприятие программного материала; способствует развитию пространственных представлений, уточнению и закреплению значения пространственных предлогов практическим путем; отработке предложно-падежных конструкций; формированию навыка связного высказывания с элементами творчества. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, их мышления, зрительного восприятия, наблюдательности, мелкой моторики и координации движений. Для умения связно высказывать свою мысль, ребенок должен уметь анализировать, отбирать основные для данной ситуации свойства и качества предметов, устанавливать причинно - следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Следовательно, назначение данного дидактического пособия в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- во-первых, способствует повышению мотивации, активности ребенка во время работы с дидактическим материалом.

- во-вторых, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- в-третьих, способствует получению систематизированных знаний дошкольника, умение видеть главное (сущностное) в предмете или явлении.

Но основная цель — мотивация познавательного развития, повышение уровня освоения программного материала, сделать так, чтобы желание заниматься в дальнейшем переросло в устойчивый познавательный интерес, который ляжет в основу дальнейшего обучения. Воспитателю для этого необходимо создать игровую мотивацию.

Заинтересовать детей помогает сюрпризный момент, эмоциональность взрослого, проводящего НОД. В ходе НОД динамично меняются формы работы:

- индивидуальные (когда ребенок занимается с раздаточным материалом у панно)

- коллективные (когда дети занимаются около общего стола или панно, передвигаются по групповой комнате).

Работа с многофункциональным лексическим панно «Мир вокруг нас» проходит в три этапа на протяжении тематической недели согласно календарно-тематическому планированию.

Представьте себе, утром в понедельник дети приходят в группу и видят, к примеру, панно с силуэтами материков. Во время НОД воспитатель организует проблемную ситуацию, например, с помощью игрушки-помощника. Совместно с детьми обозначается лексическая тема недели («Карта мира», в ходе беседы выясняется осведомленность детей по данной лексической теме, создается проблемная ситуация и намечаются пути решения поставленной познавательной задачи. При желании каждый ребенок определяет свой мини-проект, результатом которого может стать новая фигурка-силуэт для панно и сообщение по теме. Дети могут найти информацию по указанной теме в энциклопедических изданиях, интернет - ресурсах, из познавательных телевизионных передач и т. д.

На протяжении следующих трех дней происходит практическое освоение лексической темы. Предметно-развивающая среда насыщается материалами для самостоятельной деятельности детей. В Центре художественного творчества воспитанники имеют возможность изготовить силуэты животных и растений разных материков, которые используются в дидактических играх на лексическом панно. В Центре дидактических игр дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры и игры на лексическом панно. В Центре познавательной литературы можно найти энциклопедические данные по теме недели. В Центре экспериментирования дети с воспитателем опытным путем выясняют свойства предметов, веществ и устанавливают причинно-следственные связи между предметами и веществами в соответствии с тематикой недели.

На каждой НОД используется лексическое панно в качестве наглядного дидактического материала. С помощью фигурок на панно отрабатываются навыки ориентировки на плоскости, навыки порядкового счета, навыки сравнения величин предметов. При использовании на НОД по обучению грамоте формируются лексико-грамматические категории, обогащается словарь детей по теме, развивается связная речь.

В конце недели во время НОД дети презентуют свои мини-проекты по лексической теме недели. После сообщения каждый ребенок крепит изготовленную фигурку-силуэт к панно, в результате появляется целостная «картина» по лексической теме недели.

Дидактический материал по лексическим темам при работе с многофункциональным лексическим панно «Мир вокруг нас»

Лексическая тема «Дикие животные»

Задачи:

• Закрепить и расширить представления о диких животных. Познакомить с повадками диких животных;

• Формировать знания о диких животных родного края;

• Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида диких животных;

• Тренировать в образовании слов названий детенышей;

• Обогатить словарь по теме, развивать лексико-грамматические категории;

• Развивать связную речь в процессе обучения рассказыванию;

• Развивать психические процессы;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Игры и задания для лексической темы

«Дикие животные»

«Найди героев одной сказки»

Цель: закрепление знания сказочных персонажей, умение соотносить элемент панно с текстом знакомых произведений.

Игровое действие:

На панно расположены различные силуэты животных, ребенок выбирает один или несколько силуэтов. Остальные называют сказки, где встречаются эти герои-животные.

«Отгадай загадку, найди отгадку».

Цель: развитие мышления, памяти.

Игровое действие:

Взрослый читает загадку-описание дикого животного, дети называют ответ и выбирают соответствующий силуэт и выставляют его на панно.

«О ком я говорю?»

Цель: активизация словарного запаса. Обучение детей определению формы предложного падежа имен существительных в единственном падеже с предлогом «о».

Игровое действие:

Ребенок составляет загадку – описание о диком животном. Дети узнают по признакам, о каком животном в ней говорится, находят отгадку и помещают на панно.

Трусливый, длинноухий, серый или белый… О ком я говорю? (О зайце)

Бурый, косолапый, голодный, неуклюжий…. (О медведе)

Серый, злой, голодный… (О волке)

Хитрая, рыжая, ловкая… (О лисе)

«Театр»

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по лексической теме.

Игровое действие:

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка.

Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий). Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

«Кто домашний, а кто дикий?»

Цель: дифференциация домашних и диких животных.

Игровое действие:

Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее - дикое. Домашнее - дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «дикое» или «домашнее». Ребенок выбирает силуэт животного, соответствующего названному обобщенному понятию, и выставляет его на панно.

Лексическая тема «Домашние животные»

Задачи:

• Закрепить и расширить представления о домашних животных. Познакомить с их повадками.

• Систематизировать знания о домашних животных.

• Формировать знания о домашних животных родного края.

• Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида домашних животных.

• Познакомить с различными животноводческими профессиями, воспитывать интерес к труду взрослых.

• Обогатить словарь по теме, развивать лексико-грамматические категории.

• Развивать связную речь в процессе обучения рассказыванию.

• Развивать психические процессы (память, мышление, внимание).

• Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Игры и задания для лексической темы

«Домашние животные»

«Что из чего делают?»

Цель: развитие познавательного интереса, наблюдательности, обогащение словарного запаса.

Игровое действие:

- Что делают из молока коровы?

- Что делают из шерсти овцы?

- Что делают из шерстяных ниток?

«Чья у зверя голова?»

Цель: расширение словарного запаса ребёнка, закрепление знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Игровое действие:

Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит словосочетание, ребенок возвращает мяч, называет притяжательное прилагательное и выставляет силуэт на панно.

- У собаки голова — собачья,

- У коровы голова — коровья,

- У кролика голова — кроличья,

- У кошки голова — кошачья,

- У барана голова — баранья,

- У лошади голова — лошадиная и т. д.

«Дружная семья»

Цель: формирование навыка правильно называть домашних животных и их детенышей, изменять существительные в единственном и множественном числе.

Игровое действие:

Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит словосочетание, ребенок возвращает мяч и называет детенышей животных в единственном и множественном числе.

- У овцы и барана – ягненок, ягнята.

- У коровы и быка – теленок, телята.

- У кобылы (лошади) и коня (жеребца) – жеребенок, жеребята и т. д.

«Спор животных»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме. Развитие связной речи.

Игровое действие:

Взрослый на панно берет силуэт с изображениями домашних животных и говорит: «В одной стране жили волшебные животные, которые умели говорить. И вот однажды они заспорили, кто из них самый главный, кто больше всех нужен человеку. Корова сказала: «Я самая главная – я даю молоко, масло, сметану». Затем кто-то из детей по аналогии озвучит животное, изображенное на его картинке: «Нет, я, лошадь, самая главная – вожу тяжелые вещи, я тоже даю молоко» и т. д. Затем педагог предлагает детям рассудить спор животных. Кто из животных нужней человеку.

«Звери заблудились»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме. Развитие связной речи.

Игровое действие:

На панно картина «Домашние животные». Детям предлагаются силуэты диких и домашних животных. Дети выбирают только домашних животных и выставляют их на панно.

Образец речи: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека. Она защищает дом человека от мышей».

Лексическая тема «Части суток»

Задачи:

• Уточнить представления детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.

• Дать представление о времени, познакомить детей с понятиями (секунда, минута, час, время суток, неделя, месяц, год, календарь); вызвать интерес к подсчету времени, через интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

• Обогатить словарь по данной теме, развивать лексико-грамматические категории, связную речь.

• Развивать память, внимание, мышление.

• Воспитывать необходимость следить за временем и соблюдать распорядок дня.

Игры и задания к лексической теме «Части суток»

«День, утро, вечер»

Цель: закрепление в речи слов – наречий для обозначения времени.

Игровое действие:

- Когда мальчик проснулся?

- Когда мальчик гулял?

- Когда девочка ужинает?

«Что было вчера - что происходит сегодня – что будет завтра»

Цель: закрепление в речи детей слов – наречий, обозначающие временные отношения.

Игровое действие:

Взрослый бросает мяч, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки. Ребенок возвращает мяч и продолжает фразу. Затем переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.

«Расставим по порядку»

Цель: развитие логического мышления, умение располагать серию картин на панно последовательно в зависимости от их признаков.

Игровое действие:

Взрослый дает задание детям:

- Разложить картинки, обозначающие части суток, по порядку, начиная с ночи.

- Разложить картинки, обозначающие части суток, по порядку, начиная с дня.

- Разложить картинки, обозначающие части суток, по порядку, начиная с вечера.

«Соседи»

Цель: развитие логического мышления. Развитие умения ориентироваться во времени. Обогащение словаря по теме «Части суток».

Игровое действие:

- Какие соседи у дня.

- Какие соседи у вечера.

- Какие соседи у ночи.

- Какие соседи у утра.

«Наведи порядок»

Цель: развитие логического мышления, умение соотносить части с целым.

Игровое действие:

Детям предлагается собрать части суток из представленных деталей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Панно «Весёлый поезд»Панно «Весёлый поезд» Панно "Весёлый поезд" -многофункциональное пособие. Это пособие мы сделали с моей напарницей по группе - Ларисой Владимировной. Все детали.

Предметно-развивающая (коррекционно-развивающая) среда с фрагментами авторского творчества педагога.Предметно-развивающая (коррекционно-развивающая) среда с фрагментами авторского творчества педагога. При аттестации на категорию необходимо предоставить информацию о присутствии в предметно-развивающей (коррекционно-развивающей) среде фрагментов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональное лексическое панно «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 17 марта 2013 в 07:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД