Мая Гасанова
Модель формирования толерантного отношения к людям ближайшего национального окружения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап
Цель: формирование конкретных представлений о человеке, как о жителе плане-ты Земля, его отношениях и способах взаимодействия с окружаю-щими людьми.
Задачи
— уточнение и углубление представлений ребенка о себе, связанное с самооценкой физических, психических и социальных свойств;
— формирование отношений к своим близким и их поступкам;
— накопление позитивного опыта межличностного общения.
Темы
Я Человек – житель планеты Земля.
Я член своей семьи.
Формы работы и виды деятельности
— Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Солнце и планета».
Публикация «Модель формирования толерантного отношения к людям ближайшего национального окружения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
— Беседа-рассказ: «Главное чудо света».
— Рисование по замыслу. Тема «Планета Земля».
— Ручной труд: «Глобус» (моделирование макета Земли – бумагопластик).
— Дидактическая игра: «Рассели животных по планете».
— Эвристическая беседа: «Как на Земле появился человек».
— Занятие по ознакомлению с социальной действительностью: «Первобытный человек».
— Рисование: «Каким ты себе представляешь первобытного человека».
— Опыт: «Добывание огня» (камень - спички).
— Занятие по ознакомлению с социальной действи-тельностью:: «Какие люди живут на Земле».
— Беседа: «Как люди заселили Землю».
— Аппликация: «Все мы жители одной планеты».
— Индивидуальная беседа: «Я и моя семья».
— Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Моя семья».
— Рисование: «Наша дружная семья».
2 этап
Цель: формировать более точные представления о городе и его жителях, о своей национальности, о родном крае.
Задачи:
— обогащение представлений детей о своей «малой» Родине – месте, где он родился и живет с родителями (город, село, поселок, деревня, как части родного края, страны, людях, проживающих в ней, и «большой» Родине;
— формирование познавательного интереса к родному городу и его жителям, его росту и благоустройству (строят новые здания, улицы, высаживают деревья, цветы, поддерживается чистота);
— воспитание доброжелательного отношения к горожанам, желание принять участие в благоустройстве родного города;
— формировать представления о своей стране и ее жителях.
Темы
Я горожанин.
Я среди друзей и жителей родного города своей страны.
Я – частица своего города.
Формы работы и виды деятельности
— Экскурсия-беседа: «Мир вокруг нас».
— Беседа: «Путешествие по карте».
— Экскурсия: «Моя улица».
— Дидактическая игра: «Где мы были?».
— Аппликация: «Наша улица».
— Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Мой город, моя Москва».
— Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по родному краю».
— Рисование: «Наш город».
— Концерт посвященный Дню Москвы. Автор сце-нария К. Сезонова.
— Строительная игра: «Мы горожане».
— Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Россия – моя Родина».
— Досуг: «Жила-была сказка» (закрепление русских народных сказок).
— Эвристическая беседа: «Жители моей страны».
— Досуг: «Русские народные инструменты и русская народная музыка».
3 этап.
Цель: приобщение де-тей к элементам родной куль-туры, к куль-туре других народов, пред-ставители кото-рых посещают данную группу.
Задачи:
— формирование представлений о национальном разнообразии населения страны и своеобразии их культур;
— развитие умения адекватно оценивать представителей разных народов в зависимости от их нравственных качеств;
— актуализация представлений детей в процессе включения в различные виды деятельности.
Темы
«Родной мой дом» стал больше и богаче.
Формы работы и виды деятельности
— Ознакомление с изделиями декоративно-прик-ладного искусства России (Дымка, Хохлома, Гжель).
— Рисование: «Русская матрешка».
— Занятие: «Архангельские козули».
— Занятие по ознакомлению с художественной лите-ратурой: чтение украинской народной сказки «Рукавичка» (сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»).
— Игра-драматизация по сказке «Рукавичка».
— Рисование по прочитанной сказке.
— «Сказки маленьких друзей» – рассказывание сказок.
— Чтение рассказов Т. Снегирева из книги «Здесь я живу»:
«Я люблю нашу степь» (Россия).
«В Туркмении».
«Над речкой Мерой».
«Мы живем в Саянской тайге».
«В Фергане».
«На острове Симушир».
«У нас в Азербайджане».
«На Северной Камчатке».
— Знакомство с жизнью народов Севера.
— Эвристическая беседа: «Что такое толерант-ность?».
— Занятие: «Куклы в гостях у детей» (знакомство с национальными костюмами).
— Аппликация «Волшебные узоры».
— Рисование: «Куклы в национальных костюмах».
— Лепка: «Путешествие в страну игрушек».
— Музыкальное занятие: «Колыбельная для кукол».
— Развлечение: «Посиделки».
— Музыкальное занятие: «Потанцуем вместе с нами».
— Подвижная игра: «Забавы маленьких друзей» (игры разных народов).
— Досуг посвященный Дню Толерантности.
— Конкурс поделок и рисунков на тему: «Мой народ».
— Развлечение: «Ярмарка».
— Музыкальное занятие: «Разучим танец для друзей».
— Досуг: «Веселые новогодние приключения» (просмотр м/ф, как Новый Год отмечают в разных станах (серия «Уроки тетушки Совы»): Египет, Китай, Англия, Франция, Испания, Европа, Индия, Африка, Бразилия, Грузия, Украина, Япония, Север, Румыния).
— Лепка: «Подарки для кукол».
— Подвижная игра: «Игры маленьких друзей».
— «Масленица» — русский народный праздник вес-ны (христианский).
— Развлечение: «День рождения. Ждем гостей».
— Досуг «Навруз - байрам» – праздник весны (му-сульманский)
— Беседа о декоративно-прикладном искусстве «Чудо-писанки».
— Рисование: «Чудо-писанки».
— Моделирование объемных поделок из яичной скорлупы.
— Игра «Мини музей писанок».
— Развлечение: «Здравствуй, праздник».