Инна Мещанинова
Моделирование как средство развития познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование как средство развития познавательной деятельности.
Модель выходит за пределы наглядности. Это внешняя опора тех интеллектуальных действий, которые проводят дети в мышлении. Это дальнейшее развитие принципов наглядности. Ребенка надо учить мыслить категориями, а не только чувственными образами.
Содержание моделирования
Содержание моделирования можно разрабатывать самим.
1. Можно моделировать различные структурные элементы.
Публикация «Моделирование как средство развития познавательной деятельности» размещена в разделах
Части: структуру, модель строения, общие признаки растений.
2. Моделирование сенсорных признаков объектов.
а) расположение отдельных листьев. Простые листья (только призн)
б) модель цвета
в) сенсорная
г) широкие, узкие (вне цвета и формы)
д) высокие, низкие
е) характер поверхности
ж) количество (что подходит для количества)
з) форма (вне цвета)
Можно использовать многообразие для детей. Под одним значением, принимают разное содержание.
3. Свойство предметов. Способность двигаться.
4. Свойства растений
5. Моделирование обобщения (модель признаков общих групп). Модель леса (этажи леса, кто населяет)
6. Модель «живое». Рост, питание. Модель делать плоскостной, чтобы можно было положить картинки (рыба и рыбки, цыпленок, петушок, курочка)
7. Разного рода связи. Связь приспособления (кора дерева, бабочка на коре под цвет, как прячется ежик. Заяц белый и серый (связь с сезонами и связь приспособления к среде).
Связь структурно-функциональная
а) потребности растения
б) сезон
8. Можно моделировать способ познавательной деятельности детей. Картинки: глаза, руки, рот, нос, ухо ( с младшей группы основные способы информации: что узнаем глазами, что узнаем руками, что по запаху. Каждое действие отдельно: руками с закрытыми глазами).
Можно с их помощью спланировать познавательную деятельность. Средняя группа. Достаточно, чтобы выделили один признак (установление признака и способ с помощью которого узнали + несколько способов).
9. Составление описательного рассказа.
Признак + те, о которых говориться в рассказе.
Кормушка (что ест, тарелка (кормит, клетка (где живет).
10. Можно моделировать трудовой процесс.
1. Цель – замысел, задумка.
2. Материалы (предмет – грязное растение)
3. Оборудование. Картинка: лейка, палочка, тряпочка, рука.
4. Трудовое действие. Картинки: руки с инструментами (тряпочкой, лейкой, палочкой).
5. Результат (чистое растение).
Общеметодические требования использования моделей
1. Для того, чтобы разработать модель, надо точно определить содержание, которое должны освоить дети (чтобы не было модели ради модели)
2. Модель – это заместитель реального предмета, она не может быть единственным средством познания. Поэтому модель хороша только тогда, когда у детей богатый сенсорный опыт. (Незнайка – это птица, у нее есть клюв, перо, крылья – в этом случае способ познания, а конкретного содержания нет). Поэтому до тех пор, пока не познакомили с реальным объектом, вводить модель нельзя. Особенно модель, фиксирующую отдельные признаки.
3. Модель требует от детей сформированности интеллектуальных операций: умение анализировать, абстрагирование (выделить от других, опредмечивание (найти в картинках, обобщение, умение использовать модель как средство получения информации. Используем на сенсорных и интеллектуальных уровнях.
4. Знакомить детей с моделью надо по пути аналогии выявления с реальным объектом (поставить растение и карточку положить рядом).
5. Вводить модель надо с сенсорных, предметно-схематических, схематических (живое). При этом использовать прием положения реального на модель. При освоения каждого нового содержания надо возвращаться к предметной модели.
6. Первоначально модель должна создаваться взрослым. Дети подключаются к собиранию целого из элементов. На втором этапе работе дети расшифровываются элементы моделей в игре. ( Что может обозначать эта картинка: тарелка – что это? Чем питается? Где находит еду? Что ест? Когда надо есть? (время еды) – активизируется образное мышление детей).
7. Надо обеспечить деятельность – каждого ребенка с элементами модели (модель выставляем в уголок природы)
8. Модель, которую создаем, должна быть полуфункциональной (разрезной цветок). Поработать с этой моделью в дидактической игре «Чего не хватает?» ( части растения: корень, стебель, лист) эту же карточку в целях диагностики – для индивидуальной работы. Модели можно сделать и по типу вкладышей к частям + модели потребностей. Модель – знакомим с животными (для младшей группы). Картинки – кошка, заяц, еж, собака. Карточка условного питания. Накорми животное (в уголке природы). «Что ест?» Найти пищу.
Рекомендации к проведению занятий по наблюдению за объектами природы с использование моделирования.
Наблюдения могут быть разными по познавательным задачам :
- распознающие;
- сравнительные;
- обобщающие.
Во всех видах наблюдений можно использовать моделирование :
- в распознающем – сенсорные модели;
- в сравнительном – предметно-схематические;
- в обобщающем – предметно-схематические, схематические.
Рекомендации к проведению занятий по наблюдению за объектами.
Программное содержание:
1. Задача по формированию определенного содержания знаний об объекте. Указывается уровень знаний (конкретные представления, обобщенные представления, точное содержание признаков.
2. Задача по развитию познавательной деятельности (зависит от уровня знаний детей)
3. Речевая задача. Например, учить детей раскрывать в речи содержание моделируемых признаков. Понимать и использовать слово «обозначает».
4. Воспитательная задача (в зависимости от содержания) : воспитание отношения к объекту; воспитание навыков учебной деятельности, в частности по работе с моделями.
Подготовка к занятию:
- предварительная работа с реальным объектом;
- выставлять, менять иллюстрированный материал – это настраивает детей на занятие ( например: «Игровое задание «Что я меняю?»)
- не делать проблему из оформления материала.
Ход занятия:
1 часть. Постановка познавательной задачи.
а) использование игрового персонажа. Воспитателю менять голос при разговоре за персонаж не надо. Не надо брать образ того персонажа, который не ясен детям. В младшем дошкольном возрасте хорошо использовать Мишку, Степашку, Хрюшу, в старшем – Емелю, в подготовительной группе – Незнайку. Персонаж может говорить разные несуразности, но они должны наталкивать детей на размышления.
В распознающем наблюдении ставится задача о признаках объекта.
В сравнительном – задача на различные и сходные признаки.
В обобщающем – задача на соотнесение объекта к какой-нибудь группе (выделение существенных признаков).
б) в старших группах можно использовать другие варианты:
- написание письма в детский сад;
- необходимость составления книжки с задачками;
- оценка действий персонажа (Жалейкина из книжки Сладкова «Можно ли так делать, как Жалейкин?». Почему нельзя).
2 часть. Дифференцированное рассматривание объекта в соответствие с поставленной задачей.
При сравнительном наблюдении рассматривать то, что касается сходства и различия объектов.
При обобщающем – существенные общие признаки.
Модели использовать :
- для фиксации выявленных признаков объекта;
- для обследования объектов (способ познания).
В обобщающем наблюдении существенные признаки объекта фиксируются моделями.
Например, рассматривание и сравнение в средней группе воробья и вороны.
Цель: учить распознавать птиц по внешнему виду, по способам передвижения.
В занятия вводится сюрпризный момент. Незнайка спрашивает у детей, почему одни птицы большие, а другие маленькие.
Модели частей тела :
- клюв;
- 2 крыла;
- перо;
- 2 ноги.
Можно использовать модели приспособления к окружающей среде. В конце занятия можно выставить несколько картинок моделей. Они являются ответом на вопрос первой части занятия.
3 часть. Обобщение полученных знаний.
Например, с птицами. Мы рассказали Незнайке о том, чем отличаются воробей и ворона. Используя модели, давайте расскажем, чем они похожи.
Итог: при сравнительном наблюдении – сравнительный рассказ; при распознающем – описательный; при обобщающем – обобщение по существенным признакам.