Людмила Плотникова
Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт инновационного проекта
"Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
I. Паспорт проекта:
II. 1) Тема инновационного проекта:
«Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»;
2) Автор: Плотникова Людмила Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории;
Публикация «Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
3) Место работы: МДОБУ «Детский сад № 36 «Звездочка» компенсирующего вида г. Новотроицка Оренбургской области», адрес: г. Новотроицк, улица Пушкина, дом 55, тел. 67-93-16;
4) Руководитель учреждения: Бояркина Анна Викторовна;
5) Номинация: Инновационные проекты в сфере дошкольного образования.
III. Содержание проекта:
1) Цель: показать эффективность использования элементов моделирования в процессе формирования системных представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Расширять представления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития о мире профессий и профессиональных качествах, познакомить с содержанием различных профессий, посредством метода моделирования.
2. Раскрыть этапы формирования системных представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Воспитывать уважительное отношение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития к людям различных профессий и результатам их труда;
4. Проследить динамику развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представлений о сущности и значимости труда взрослых.
Ожидаемый результат:
1. Теоретическое обобщение психолого-педагогических особенностей формирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представлений о труде взрослых.
2. Определение диагностического инструментария, направленного на выявление уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей с задержкой психического развития.
3. Разработка системы коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с трудом взрослых.
4. Определение эффективности реализации системы коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с трудом взрослых.
2) Основная проблема, ее актуальность:
Принимая во внимание сложность усвоения программного материала ввиду специфики развития детей с отклонением в развитии, необходим поиск новых форм работы с детьми данной категории. Практика работы с детьми ЗПР показывает, что в работе сохраняются недостатки в трудовом воспитании дошкольников: снижение интереса к труду, низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного детства, бедность, узость, несистематичный характер знаний о труде взрослых. В связи с чем возникает необходимость реализации системы формирования представлений о труде взрослых посредством тех форм, методов и средств, которые могли бы оптимальным образом удовлетворять познавательные возможности детей с задержкой психического развития. Только в этом случае сформированные представления о труде взрослых станут одним из компонентов трудового воспитания детей и будут способствовать развитию личностных качеств, познавательной активности, речи, что является немаловажным аспектом развития детей с отклонениями в развитии, а в дальнейшем и способствовать профессиональному самоопределению на последующих ступенях развития.
Актуальность и важность данной проблемы на современном этапе развития общества побудила нас обобщить теоретические положения по проблеме и рассмотреть её на практическом уровне. Научный аппарат нашей работы составляют:
Объект исследования: процесс формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3) Содержание и структура инновационного проекта.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.1. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема.
1.2. Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством моделирования.
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.2. Реализация системы коррекционно-развивающей работы по формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством моделирования.
2.3. Динамика показателей сформированности представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Заключение
Библиография
Приложения
4) Научная новизна и практическая значимость проекта:
В работе впервые заявлена необходимость формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством метода моделирования, позволяющего максимально задействовать в образовательном процессе познавательные возможности детей, опираясь на наглядность и установление причинно-следственных связей, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления детей с ограниченными возможностями развития. Опыт реализации данной работы, её рекомендации, методические разработки могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений компенсирующей направленности.
5) Уровень проработанности:
Представленная работа реализовывалась на протяжении трех лет (2009-2011 гг.) поэтапно:
1 этап – 2009/10 уч. г. – обобщение теоретических основ, наработка материала практической направленности, подборка диагностического материала, подборка стимульных материалов, дидактических игр, моделей.
2 этап – 2010/11 уч. г. – проведение диагностических срезов, реализация системы коррекционно-развивающих мероприятий, анализ динамики развития, обобщение и выводы.
3 этап – 2011/12 уч. г. – обобщение работы, формулировка выводов, написание отчетности по итогам реализации проекта.