Наталья Пахомова
Моделирование сказок, как один из факторов развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уже несколько лет приоритетным видом деятельности в воспитательно-образо-
вательной работе для меня - это развитие речи дошкольников.
Так как я по образованию учитель начальных классов, то вначале своей
педагогической деятельности целью было обучение детей грамоте. Но проделав
некоторый путь, поняла, что школа - это не детский сад, нужно что-то менять.
Продолжила работу над тем, как прививать интерес дошкольников к
художественной литературе. Чтение художественной литературы и речевое
Публикация «Моделирование сказок, как один из факторов развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
развитие между собой тесно взаимосвязаны. Но опять проблема - детям
дошкольникам не всегда бывает интересно просто слушать, смотреть,
рассказывать сказки. И вот в одном из журналов «Детское воспитание» увидела
интересный заголовок «Моделирование сказок». Заинтересовало.
Что такое моделирование - это создание, изобретение чего-то нового,
необычного.
Как же можно моделировать сказки, да ещё и с такими помощниками, как дети 2
младшей группы. Оказалось, можно, даже нужно. Смоделировать нужную
сказку, её можно записать по ходу самого процесса и собрать в книжку-
малышку.
Начали работу с моделирования сказок из двух-трёх персонажей с
применениями «чудесного мешочка». Брали обычные плоскостные картинки
животных нашего леса. С помощью наводящих вопросов составляли
совершенно новые сказки. Все и должно быть по новым образовательным
стандартам, что ребёнок - это не объект образовательно-воспитательного процесса, а субъект. Сказки получились разные : добрые и злые, грустные и
смешные, с хорошим концом и с трагическим.
В ходе такой работы у детей развивается речь, память, воображение и
способность отстаивать свою точку зрения, т. е. дискуссировать.
Как это всегда и бывает дети поиграли, надоело, не интересно одно и то же, как
впрочем и мне самой.
Всё, на этом закончить? Нет, нужно искать что-то новое, что может вновь
заинтересовать детей.
Поскольку я увлекаюсь немного вязанием крючком, решила сделать персонажей
сказок с помощью ниток и крючка.
Сначала это были небольшие сказочные герои, которые надевались на
пальчик,т. е. пальчиковый театр - это тоже некая модель сказки.
Решила усложнить задачу и сделать так, чтобы дети приняли непосредственное
участие в ходе создания сказки. Как это сделать? Очень просто, нужно чтобы
ребёнрок перевоплотился в героя сказки. Для этого снова в ход пошли нитки и
крючок, стала работать над созданием шапочек для детей. Не просто
ободочков-масочек, а таких, которые можно спокойно одеть, снять, постирать и
чтобы они всегда были в обиходе у детей. И вот здесь опять пришли на помощь
ФГОСы, нужно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный
процесс. Поговорила, объяснила, но не каких примеров не показывала, хотела,
чтобы каждая сделанная ими шапочка была неким эксклюзивом. Родители
откликнулись на мою просьбу и мы смастерили «волшебные шапочки»
животных нашего леса. Стали вновь придумывать, импровизировать. За основу взяли всем знакомую
РНС «Теремок», но там не те животные, которые у нас есть. Нужно, как то
осовременить эту сказку. И тут вспомнился мне мультфильм «Смешарики», а от
сюда и новые персонажи: Лосяш, Кабаняш, Бельчаша и т. д., и новое название
старой доброй сказки «Терем- Теремяш».
К нашей деятельности охотно подключился музыкальный руководитель В. А.
Лопатина и вновь стали импровизировать, придумывать, обыгрывать. Дети
постоянно находятся в движении, заинтересованно перевоплощаются в героев.
Созданная совместно с родителями «Волшебные шапочки» просто так не лежат
в коробке на полке, мы их используем во многих подвижных, музыкальных,
словесных, хороводных играх.
В будующем с детьми планирую поработать над сказкой «Репкой». Поскольку в
сказке «Теремяш» я изменила оконцовку слов, добавила «яш», почему бы взять
и не убрать оконцовку слов сказки «репка». Детям можно предложить
послушать очень интересную, весёлую, шуточную сказку (но не говорить
какую, пусть подумают сами, причём на иностранном языке. Детям самим
очень нравится придумывать какие то непонятные слова «каля-маля-халя». При
этом, они считают, что говорят на иностранном, никому не понятном языке, но
очень смешном и интересном. в итоге сказка получается такая :
«По. де. ре. Вы. ре. бо. Ста. де. ре. тя. Тя. потя---не
мо. вытя. ре. По. де. ба. Ба. за де. ,де. за ре. ,тя. потя---не
мо. вытя. ре. Тя. потя---вы. ре!»
Опять идёт работа над речевым развитием детей. Можно усложнить задачу, кто быстрее и правильнее всех расскажет сказку, как скороговорку.
Таким образом, работа над моделированием сказок очень интересна и полезна
для детей. Её можно использовать во всех пяти областях развития детей :
Социально- коммуникативной (общение, игра, правила поведения);
Речевой (проговаривание, быстрый темп речи, фонематический слух);
Познавательной (знакомство с новым материалом);
Художественно- эстетической (Слепить героев сказки, нарисовать, выложить
из природного материала, использовать музыкальное сопровождение);
Физической (двигательная активность детей на протяжении всех действий)