татьяна Попова
Модифицированная дополнительная программа «В школу с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Успехи ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.
Что же является главным в подготовке к школе?
Прежде всего, важна психологическая готовность к школе. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.
Публикация «Модифицированная дополнительная программа „В школу с радостью“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Психологическая готовность характеризуется достижением ребенком уровня интеллектуального, нравственно – волевого, личностного развития, который создает основу для активного вхождения его в условия школьного обучения и сознательное усвоение учебного материала. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень развития психических процессов, а также определенный уровень волевого и социального развития.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития психических процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование психических процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена развивающая программа «В школу с радостью», которая поможет психологически подготовить детей и сформировать у них положительную мотивацию к обучению в школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность программы
«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте, гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
По результатам психологического обследования детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ ДСКВ №15 «Солнышко» выявлено:
• У 14% детей уровень развития образной памяти ниже среднего, т. е. у детей отсутствует потребность в правильном и точном запоминании и припоминании, нет стремления проверить его результаты. К заданию относятся безразлично, не проявляют ни какого интереса, не достаточно развит самоконтроль, что способствует низкому запоминанию и воспроизведению материала.
• у 30% – сформированность логических операций ниже среднего. Дети не умеют словесно объяснять, грамматически правильно выражать свою мысль. Не дают обоснованные ответы на заданные вопросы. Ответы односложные, неуверенные. Способны делать простейшие умозаключения, обобщать, сравнивать, рассуждать, только при постоянной помощи взрослого.
• Распределение и переключение внимания ниже среднего у 15% детей, это свидетельствует о неумении управлять своим вниманием, что связано с недостаточным развитием произвольности. Дети часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др. они не понимают значение данной работы, не осознают для чего она нужна, какова ее цель. Не достаточно развиты волевые усилия, не умение контролировать себя.
• Тонкая двигательная координация ниже среднего у 20% старших дошкольников, недостаточно развита тонкая моторика руки и координация зрения, недостаток умений, необходимых для овладения письмом.
И определены следующие проблемы:
• Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Причина – недостаточное развитие волевой сферы и устойчивости внимания.
• Неподготовленность руки к письму: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики, несформированность навыка выполнения графических движений.
• Недостаточный уровень развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, произвольности.
Многие дети неусидчивы, невнимательны, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Исходя из вышеизложенных проблем и возникла необходимость создания программы «В школу с радостью», которая направлена на социально-личностное развитие ребенка и носит развивающий и профилактический характер, программа разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей (здоровье, социализация, познание, коммуникация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Предполагается, что специально разработанная система непосредственно-образовательной деятельности (далее НОД), направлена на использование специального демонстрационного и раздаточного материала и способствует повышению психологической (интеллектуальной, личностной, мотивационной) готовности детей к школе.
Цель программы : формирование у детей мотивационной готовности к школе средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Основная задача программы : развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
• целенаправленное формирование интересов и мотивации учения, готовности к принятию новой социальной позиции “школьника;
• развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
• развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления необходимой для успешного обучения в школе;
• развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
• развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
• развитие личностной сферы: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
• развитие волевой сферы произвольности поведения;
• разработка психолого-педагогических рекомендаций для родителей будущих первоклассников.
Оригинальность программы состоит в использовании новых подходов и технологий развития:
-элементы сказкотерапии (сказки на актуализацию проблемы);
- элементы музыкотерапии (музыка, позволяющая преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать);
- элементы изотерапии (свободное рисование, драматизация свободных рисунков, каракули,коллективный рисунок);
- элементы телесно-ориентированной терапии;
- элементы игротерапии (игры, способствующие развитию эмоциональной сферы и саморегуляции);
- элементы мнемотехники (приемы и методы по развитию памяти)и др.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера.
Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. В игровой деятельности дети выполняют комплексно разработанные упражнения на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму, а так же формирование позитивной мотивации к школьному обучению. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого.
Причем при повторных провидениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Формирование мотивации к школьному обучению реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата. В сказкотерапии используются готовые авторские и народные сказки, после восприятия которых проводится беседа с детьми, где события сказки связываются с личным опытом ребенка. С его проблемами. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. В процессе НОД нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка в сущности, есть не что иное, как фабула игры, -независимо от того, была эта игра сыграна или нет есть ни что иное Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, я ориентировалась на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства, и учитывала индивидуальные, возрастные особенности конкретного ребенка.
Структура программы включает следующие направления:
1. Личностная готовность - включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника» – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Развитие качеств, благодаря которым он мог бы общаться с другими детьми и учителями. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
2. Интеллектуальная готовность. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
– дифференцированное восприятие;
– аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
– рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
– логическое запоминание;
– интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
– овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
– развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
2. Социально-психологическая готовность - включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
В основе развивающей программы лежат следующие принципы:
1. Постепенный переход от игр-забав через игры-упражнения к познавательной деятельности.
2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений для развития психических процессов у дошкольников. 3. Последовательность и систематичность.
4. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
5. Наличие обратной связи.
6. Доступность.
7. Коммуникативная эффективность.
8. Обагащение жизненного опыта.
9. Социально-личностное развитие.
В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников, прослеживается динамика уровня развития психических процессов. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого. Причем при повторных провидениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее.
Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, мы ориентировались на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства, и учитывали индивидуальные, возрастные особенности конкретного ребенка.
Программа основана на четырех основных блоках: диагностический блок, блок социальной адаптации, мотивационный блок, блок психоразвития познавательных процессов.
Система НОД первого года включает задачи из блоков социальной адаптации и блока психоразвития познавательных процессов направлены на :
• потребности детей в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы;
• формирование умения управлять своим поведением;
• развитие произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной);
• развитие произвольного и непроизвольного внимания;
• развитие культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать, творческого воображения;
• развития мелкой моторики рук;
Система НОД второго года включает задачи из мотивационного блок и блока психоразвития познавательных процессов направлены на :
• формирование позитивной мотивации к обучению в школе;
• закрепление произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной);
• закрепление произвольного и непроизвольного внимания;
• совершенствование культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать, творческого воображения;
• закрепление произвольности и самоконтроля;
• развитие мелкой моторики рук;
Программа представлена системой НОД из 60 часов для детей старшей и подготовительной группы. Развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией. Создание и поддержание в ходе НОД эмоционально-позитивного фона. Форма проведения - подгрупповая.
I год (5-6 лет) – 10 человек 2 раза в неделю по 1* часу, во второй половине дня.
II год (6-7лет) – 10 человек 2 раза в неделю по 1* часу, во второй половине дня.
Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, желание идти в школу. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.
Проведение комплексно-игровой НОД по данной программе может послужить толчком для более полного развития ребенка, его психических процессов (память, внимание, мышление) и физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышения двигательной активности).
В конце первого года обучения воспитанники осваивают: «секреты общения»; элементарные приемы запоминания и приемы концентрации внимания.
Умеют: запоминать 8 однотипных предметов и 6-7 различных; решать логические задания (учитывая возрастные особенности); выполнять задания на произвольность внимания(1-2 уровней сложности).
В конце второго года обучения воспитанники осваивают правила и нормы поведения обучающихся в школе; закрепляют и осваивают новые приемы запоминания и приемы концентрации внимания.
Умеют: запоминать 12 однотипных предметов и 10 различных; решать логические задания (учитывая возрастные особенности); выполнять задания на произвольность внимания (3 и повышенной сложности уровней сложности).
1час*- далее в учебно-тематическом плане будет считаться как 1ед НОД
Методическое обеспечение работы. На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности: диагностический метод; наблюдение; беседа; психологические игры и упражнения.
Оценка успешности проведенной работы определяется: Сравнительный анализ предварительной и конечной оценки уровня развития детей. Отзывы родителей (анкетирование, беседы).Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).
Материалы используемые на занятиях: Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, развивающая тетрадь с играми и упражнениями познавательного характера, простой и цветные карандаши, альбом, краски, палочки Кьюизенера, мозаики, пазлы, развивающие пособия с упражнениями, технические средства обучения.
Формы подведения итогов: обратная связь; открытое занятие с детьми и их родителями, родительские лектории.
Программа «В школу с радостью» может быть использована воспитателями в детском саду, учителями на этапе подготовки детей к школьному обучению, родителями.
Литература:
1. Безрукова Н. М. Экспресс-подготовка к школе. М., - 2004.
2. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности ребенка: занятия,, игры, упражнения. СПб., :Речь, 2001г
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. ,Учим детей общению, Ярославль, 1997г.
5. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М., Генезис,1990г.
6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996г.
7. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности».М., Книголюб,2003г
8. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания», М., ТЦ Сфера, 2001г.
9. Самаукина Н. В. «Игры в школе и дома». М., Новая школа 1995г
10. Савенков, А. И. Развитие логического мышления: (4 -5 лет) Ярославль, 2004.
11. Семенака С. Н. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе
12. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников» Ярославль, Академия К, 2000г.
13. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Екатеринбург 2003г.
14. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками «, М., 2003г.
15. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать» ч. 1, ч. 2. ч3,ч4. М., Генезис, 2001 г.