Получи документы

Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Я и природа-лучшие друзья» (отрывок)

Жанна Бердова
Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Я и природа-лучшие друзья» (отрывок)

Пояснительная записка

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира; в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Публикация «Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников „Я и природа-лучшие друзья“ (отрывок)» размещена в разделах

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколого - краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему знания о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Актуальность программы в том, что экологическое воспитание осуществляется через реализацию разнообразных экологических проектов. Основная задача проектной технологии состоит в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей.

Новизна программы в том, что реализация проектной технологии осуществляется с учетом индивидуального подхода, в тесном сотрудничестве со специалистами ДОО: инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования (ИЗО, учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Цели и задачи программы

Цель:

Формирование начал экологической культуры; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу; соблюдение определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов.

Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Принципы построения программы

принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения;

принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску;

принцип прогностичности означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов);

принцип интеграции отражает необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизацию различных видов деятельности дошкольников.

принцип гуманизма как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

принцип открытости человека изменяющемуся миру;

принцип самоценности каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";

принцип индивидуализации образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями: готовностью педагога к осуществлению экологического образования, постоянным общением детей с природой ближайшего окружения, построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении, активным участием родителей в воспитательном процессе.

Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.

Основные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.

Принципы организации образовательного процесса

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.

Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).

Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему.

Поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей.

Учет возможностей ребенка, его интересов.

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Намеренное создание ситуаций успеха для каждого ребенка.

Условия организации образовательного процесса

Игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры).

Творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой).

Экскурсии

Исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).

Прогулки на природу в разные сезоны на различные природные объекты;

Развлечения, досуговая деятельность;

Проектирование;

Познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр и упражнений);

Чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

Трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд);

Экологические акции.

Содержание программы

Данная программа предусматривает постепенное изучение и обобщение материала по блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

Разработанные конспекты НОД, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой блок. Каждый проект имеет конечный продукт, который возможно использовать в дальнейшем.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(5-6 лет)

№ Тематика Количество часов

1. Вводное занятие 1

2. Блок «В мире животных» 3

3. Блок «В мире диких зверей» 20

4. Блок «Домашние животные» 12

Итого 36

Ожидаемые результаты:

К концу третьего года обучения дети должны:

- соблюдать правила поведения в окружающей среде;

- контролировать свои действия и поведение в окружающей обстановке;

- выражать потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

- уметь самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- проявлять доброту и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений воспитателей с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май).

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность детского сада и школы в экологическом образовании» Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Важнейшим условием создания.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту - одна из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Я и природа-лучшие друзья» (отрывок)
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 16:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД