Получи документы

Сценарий литературной композиции о Сергее Есенине

Райханат Зайнудинова
Сценарий литературной композиции о Сергее Есенине

Мой любимый чародей русской поэзии”

(о Сергее Есенине)

(литературная композиция)

Цель проведения:

повторить изученное, расширить и углубить представления учащихся 7-х классов о лирике Есенина, создать эмоциональный настрой, способствующий увлечению его поэзией;

развивать навыки выразительного чтения, пересказа текста;

воспитывать интерес к поэтическому слову.

Оборудование, оформление: компьютер, мультимедийное и музыкальное сопровождение, грамзаписи в исполнении поэта.

Эпиграф:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу:” Не надо рая,

Дайте родину мою”. (С. Есенин)

Учитель:

Публикация «Сценарий литературной композиции о Сергее Есенине» размещена в разделах

В октябре зажглась звезда,

В декабре бессмертьем стала.

Не угасла, не пропала.

Не исчезнет никогда.

И сегодня, в день ноябрьский,

Разговаривая с нами,

Вдруг она зашепчет тайну,

Звездными делясь мечтами?

(На экране – фотографии Сергея Есенина в детстве – слайды).

Первый ведущий.

Говорят, когда рождается человек, на небе появляется звезда. Звезде Сергея Есенина было суждено зажечься в октябре (сентябре по старому стилю):

Родился с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Второй ведущий.

Поэт прожил короткую жизнь – всего 30 лет. Но есть звезды, которые не гаснут. И сегодня мы пришли на встречу с Есениным, думая о его бессмертной звезде:

Вдруг она зашепчет тайну,

звездными делясь мечтами?

Учитель:

Услышите ли вы эту тайну, зависит только от вас самих. От того, насколько внимательно вы умеете читать и слушать поэзию, какие картины можете рисовать силой своего воображения.

Третий ведущий:

О Есенине можно говорить много – такая он яркая личность. Но больше всего о поэте скажут нам его стихи.

(Звучит песня на стихи С. Есенина).

Четвертый ведущий

Сергей Есенин писал:”Моя лирика жива большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”. “Россия – какое хорошее слово, и роса, и сила, и синее что–то”.

(Под звуки музыки выходит чтец).

Чтец.

«Несказанное, синее, нежное»

Несказанное, синее, нежное.

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году -

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава.

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова! (На экране фотографии сел Константиново, Спас - Клепиков).

Первый ведущий.

У нас есть возможность услышать стихи в исполнении самого Есенина. Он читал потрясающе.

(Звучит грамзапись стихотворений в исполнении поэта).

(Воспоминания Максима Горького. Выходит ученик, открыв книгу, зачитывает)

Ученик от имени Максима Горького.

Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят.

- Если вы не устали.

-Я не устаю от стихов,- сказал он и недоверчиво спросил:

-А вам нравится о собаке?

Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

- Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо. начал читать:

”Песнь о собаке”(Звучит грамзапись).

Чтение учеником стихотворения “Песнь о собаке”.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Ученик от имени Максима Горького.

“После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, “любви ко всему живому в мире. ”

Второй ведущий. (На экране фотография украинского поэта Владимира Сосюры).

Неслучайно это стихотворение привлекло внимание известного украинского поэта Владимира Сосюры, который передал есенинские строки посредством украинского слова. Глядя в зеркало его перевода, еще раз постигаешь всю силу этого произведения:

По заметах за ним несмiло

Вона бiгла крiзь ночi гать.

И так довго, довго тремтiла

Води незамерзла гладь.

Третий ведущий:

Как и Есенин, Соссюра был певцом родной природы. Их объединяет искренность чувств, умение передать поэтическим словом тончайшие переживания. Подчеркивая это, Павло Тычина, который высоко ценил творчество обоих поэтов, писал:”Сергей Есенин! Кого мне поставить в один ряд с ним – таким высокоодаренным певцом России? Тогдашняя поэтическая мысль Украины испытывала на себе его поистине земное, солнечное влияние. В подтверждение этого я назову созвучное ему имя украинского поэта Владимира Сосюры. Прошли годы, но и в наши дни не угасла притягательная сила звонкого есенинского слова. Пусть же наше молодое поколение учится у него чистой, светлой любви к своему Отечеству.

Учитель:

Современный русский писатель Михаил Дудин сравнивал поэзию Есенина с незабываемой песней иволги: “ Когда мне случается слышать имя Сергея Александровича Есенина или думать о нем, читая его стихи, мой слух, мою душу, все существо мое начинает наполнять пронзительностью и чистотой серебряная песня иволги, словно иду я в бесконечной сутеми березовых стволов, по высокой утренней траве, под тенью зеленых неподвижных вершин, уже озаренных рассветом, иду и слушаю трехколенную флейту, и ее звонкое и необыкновенное по своей свежести звучание завораживает меня, приобщая к какой – т непостижимой тайне жизни. Этот звук как будто снимает с моих глаз пелену только что окончившейся ночи, проясняя окружающий меня мир, проявляя его подлинную поэтическую сущность”.

Давайте и мы еще раз прислушаемся к волшебным звукам есенинской поэзии.

(На экране слайды, под звуки музыки выходят все, по очереди читают стихи).

Конкурс на лучшее исполнение стихотворений Сергея Есенина в оригинале.

Берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром. 1913год

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Буря

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль…

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутному стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука. 1915год

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля. 1912 год

Нивы сжаты, рощи голы…

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани. 1917 год

Ночь

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит. 1911год

Учитель: «Сегодня стихи Есенина воспитывают высокий эстетический вкус и чувство не показной, а подлинной гражданственности. Мы любим Есенина за его глубокое понимание природы, за проникновение в ее глубинные тайны». (В. Федоров).

«Мы учимся любить нашу землю по – есенински, мы учимся ощущать слово по смыслу и по духу по – есенински. Не говоря уже о мастерстве, не говоря уже о неповторимой красоте облика его музы. И главное – мы учимся у Сергея Есенина правде».(В. Цыбин).

Публикации по теме:

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвящённой Дню славянской письменности «Начало всех начал» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58» «Начало всех начал» Музыкально – литературная.

Сценарий музыкально-литературной композиции в подготовительной группе «Россия — Родина моя!» Сценарий музыкально – литературной композиции в подготовительной группе «Россия Родина моя» Автор. Ляшенко Тамара Николаевна, г. Северодвинск,.

Сценарий музыкально-литературной композиции «День Победы» Сценарий музыкально-литературной композиции «День Победы» Цель: Способствовать формированию личности ребёнка, воспитывать нравственно-патриотические.

Сценарий музыкально-литературной композиции «День Победы» (старшая группа) Сценарий музыкально – литературной композиции «День Победы» (старшая группа) ЧДОУ «Остров детства» 2019г ВЕДУЩАЯ…. Много праздников.

Сценарий музыкально-литературной композиции для среднего дошкольного возраста «Приди, весна!» Цель:формирование целостной картины наступления весны средствами литературы и музыки. Задачи: 1. Обучающие:дать детям представления о весне,как.

Сценарий музыкально-литературной композиции «Дню Победы наш салют!» Дню Победы — наш салют! Дети играют с мячами, игрушками., парочка прогуливается с коляской… Ведущий: Июнь! Клонился к вечеру закат, И.

Сценарий музыкально — литературной композиции «Костёр памяти» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко» Сценарий музыкально - литературной композиции.

Сценарий музыкально-литературной композиции «Мама-мой ангел земной!» Музыкально-литературная композиция «Мама-мой Ангел земной!» Под фоновую музыку звучит «Притча о маме» За день до своего рождения малыш.

Сценарий музыкально-литературной композиции «Женщины и война», посвященной празднику «День Победы» Цель: воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны, сохранять историческую память. Задачи: • Знакомить детей с историческим.

Сценарий музыкально-литературной композиции «Выжить, чтобы жить» (посвящается детям блокадного Ленинграда) Автор сценария педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ»Тушина Ирина Викторовна. Музыкально-литературная композиция «Выжить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий литературной композиции о Сергее Есенине
Опубликовано: 22 октября 2019 в 12:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД