Жамбалова Елена
Моя педагогическая философия
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Моя педагогическая философия.
Маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи…
А я стою на самом краю скалы над пропастью, понимаешь? И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть,
понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю
и ловлю их, чтобы они не сорвались.
Вот и вся моя работа.
Стеречь ребят над пропастью во ржи.
Дж. Селинджер.
Учитель! Как много в этом звуке для сердца моего слилось! Как много в нём отозвалось …
Публикация «Моя педагогическая философия» размещена в разделах
Кто такой учитель? В чём заключается то особое его предназначение, о котором много говорят и пишут? Как стать тем Учителем, о котором слагают гимны, о котором с гордостью вспоминают воспитанники: «Это мой Учитель!» Для меня этот вопрос решен. Он – в вечных строках Н. Некрасова, он в отзвуках строк Селинджера.
Размышляя над этим вопросом, вспоминаю свою родную школу далёкого бурятского улуса Баянгол, что расположен в Баргузинской долине. «Все мы родом из детства». Эти слова сказаны для нас, взрослых забывших, откуда мы родом.
Именно детский опыт, эмоции, открытия Мира для себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся во взрослой жизни. Мне в жизни очень повезло. Я училась в замечательных школах, в которых работали талантливые педагоги. В моей школьной жизни были и стихи, и песни, и костры до утренней зари, и ночные звёзды, и зимние забавы, когда снег хрустит и мороз нипочём, и туристические походы по «зелёному морю тайги». Были и пионерские сборы, праздники для души и сердца, да такие, что прошли годы, а они до сей поры являются самыми дорогими воспоминаниями. Теперь я понимаю, что это детство, счастливое, неугомонное, нам подарили те, кого называем ПЕДАГОГАМИ, те, кто вдохнул в нас огонь, любовь к жизни. С особой благодарностью, говорю, что моей судьбе были Учителя, которые открыли для меня мир высочайших духовных сокровищ, мир красоты и гармонии. Они стали для меня примером стойкости и жизнелюбия, высокого профессионализма и преданности своему делу.
С тех юных лет зажёгся в душе моей огонёк, который связал мою жизнь с педагогикой. Безмерно благодарна своей судьбе за тот выбор, который сделала на пороге юности, за МГПИ имени ВИ Ленина. СПАСИБО тебе МОСКВА за юность студенческую, за науку жизни! Незабываемы лекции метров дефектологической науки: СС Ляпидевского, ВИ Селивёрстова, БМ Гриншпуна, ЕС Алмазовой, ЛН Ефименковой и многих других преподавателей.
2
И вот уже 35 лет, выполняя основную миссию профессии педагога, отдаю себя детям. Эта работа приносит мне радость и удовлетворение, радость от каждодневных открытий, радость общения с детьми, удовлетворение от достигнутых результатов, любых успехов своих питомцев.
В последние годы работала в специальной коррекционной общеобразовательной школе VIII вида. Основные мои подопечные – это дети с глубоким нарушением интеллекта. Работа с такими детьми требует кроме профессионального мастерства, но и душевной щедрости, доброты и профессиональной заботы об учениках (далеко не всегда любовь, ибо любить всех ребят вряд ли возможно).
Завершающим этапом моей педагогической деятельности становится работа с учащимися с тяжелым нарушением речи. Работа в условиях школы V вида актуальна и сложна, т. к. недостаточность речевых и коммуникативных способностей ставит детей в особую ситуацию в социуме. Поэтому моя роль, как логопеда, многократно возрастает, ибо моя работа должна обеспечить гармонизацию развития личности.
Профессиональная забота об учениках обязательно предполагает терпимость и уважение к ним, такт, эмоциональную культуру педагога, доброту и отзывчивость. В воспитании и обучении таких детей немаловажную роль играет личность учителя. Для развития познавательной деятельности учащихся особую роль играют кругозор, креативность, профессиональное мастерство педагога.
Индивидуальность педагога - главный источник мотивации к учению. Педагог своим отношением к работе, своей эрудицией, активной жизненной позицией формирует духовный мир воспитанников и их отношение к жизни. Личность педагога - важнейший фактор воспитания. Учитель является примером для подражания, учащиеся часто копируют его поведение и поступки. Неотъемлемым компонентом личности педагога является его разносторонность, эрудиция, преданность к своему предмету, смелость
3
признаться в незнании чего- либо, в своей неправоте. Именно всё это лежит в основе профессионального мастерства, педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придаёт педагогу уверенность себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадёжными. Чем и я занимаюсь. Одним из
личностных, обязательных качеств педагога является вера учителя в успех учеников. Только безнравственный учитель может заявить: «С меня и этого хватит». И только бездушный аполитичный учитель говорит об ученике: «С него и тройки достаточно!».
Одной из сторон личности педагога значится коммуникативная способность к диалогу с учениками. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: тёплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест.
Одной из граней личности педагога должны быть находчивость, чувство юмора. Юмор это спасительное, всесильное интеллигентное средство любой богатой личности.
Самое главное требование к личности педагога : учитель не должен быть серым. Помню, в прессе прочитала слова, которые запали в душу, что «Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…». И стараюсь, чтобы мои занятия были интересны, несли максимум познавательной информации. Учу не только говорить красиво, но и мыслить креативно и быть щедрыми душой.
И, не скрою, путь учителя- логопеда не устлан розами. И не всеми понят и оценён. Любить всех? Невозможно! Но в нашей профессии любить детей - это значит верить в них, в их возможности. Через море трудностей эта вера ведёт нас к тому прекрасному, ради которого учитель- логопед работает – результату-связной речи, полноценной речевой коммуникации. Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением интеллекта
4
способствует их социальной адаптации. Они нуждаются в специальных формах коррекционной работы по логопедической реабилитации. В работе с ними необходимо быть тонким психологом, уметь затронуть их души, научить их любить Себя. В решении этой задачи мне помогают знания ноосферной педагогики. Поскольку, мы всё больше осознаём себя как
частицы Космического Разума. Я использую игровые упражнения в конце занятия для повышения самооценки, для снятия эмоциональных проблем и переживаний, психологических зажимов: Игровой приём «Порадуем нашу душу», «Сигнал в космос». Надо видеть лица детей после выполнения этого упражнения. Они сияют! Одним из важных разделов в логопедической работе в СКОУ является развитие моторик: общей, пальчиковой, артикуляторной. Кроме использования традиционных специальных упражнений, игр по моторному развитию также в этом направлении применяю упражнения, навеянные восточными эзотерическими знаниями, «мудры». На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук, которое строго определено каноном и имеет тайный символический смысл. На наших руках расположены удивительные энергетические каналы, связанные с целой функциональной системой нашего организма. При выполнении различных комбинаций пальцев, замыкаются энергетические каналы, вызывая нужный оздоровительно-лечебный эффект. На своих занятиях применяю «мудры». Мудра «Раковина», при выполнении которой усиливается голос, профилактика заболеваний горла, гортани, охриплости голоса. Мудра «Знание» улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности, снимает эмоциональное напряжение. Мудра «Окно мудрости» открывает важные для жизни центры, способствующие развитию мышления, активизирующие умственную деятельность.
5
Красивая и правильная речь – это окно в мир, радость общения и ключ к постижению вечной мудрости жизни, красоте и гармонии. И вся моя работа
– «ловить детей над пропастью». И моё кредо, чтобы каждое моё занятие становилось маленькой моделью огромного мира, а маленький герой- ученик (в которого я обязательно верю, выбрался из лабиринта трудностей и испытаний победителем, став ещё на одну ступеньку мудрее, человечнее, красивее….
Мои личные педагогические принципы :
• Быть красивым душой, потому что веду своих воспитанников в прекрасный мир неведомого, неопознанного и учу ценить красоту.
• Быть всегда юным душою, потому что рядом со мной всегда дети.
• Быть всегда креативной, потому что я учу детей постигать красоту мира.
• Быть всегда мудрой, потому что только мудрый педагог может «Сеять разумное, доброе, вечное» .
• Быть всегда счастливой, потому что только счастливый человек может отдать детям частичку своего сердца и жар своей души.
Проходят годы, сменяются поколения, приходят новые ученики. Приходят бывшие ученики приводят своих детей: «Мы только Вам можем доверить своих детей». Высшая благодарность…Любовь и вера.
И нет большего счастья. Счастья быть понятым и принятым своими учениками.
Если вновь придётся выбирать профессию, не задумываясь, выберу стезю Учителя, ибо я счастлива своей судьбой.