Демидович Наталья Александровна
Режиссёрская игра как средство развития воображения у ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
"Моя педагогическая находка - режиссёрская игра, как средство развития воображения у ребёнка"
Меня зовут Демидович Наталья Александровна, я работаю в Начальной школе №1 с дополнительным дошкольным образованием. Моё педагогическое кредо: Клонит, а не неволит, ведёт, но не принуждает.
Публикация «Режиссёрская игра как средство развития воображения у ребёнка» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
После окончания колледжа я пошла работать в удивительное учреждение, где дети дошкольного и младшего школьного возраста взаимодействуют друг с другом, а педагоги используют особую технологию общения, которая очень нравится детям. Меня это очень заинтересовало, так как раньше не знала о таких учреждениях.
В первые дни своей работы меня поразило и было не понятным то, что педагоги играли с детьми в какие-то кубики, на которых были изображены личики с разными эмоциями и дети сразу эту игру принимали.
Позже я узнала, что это режиссёрская игра, где ребёнок может быть и режиссёром, и автором, и исполнителем.
Эта игра является фундаментом игровой деятельности, и она даёт толчок остальным видам игр – образной, ролевой, сюжетно-ролевой и играм с правилами, и продолжается дальше, на протяжении всей его жизни, именно в ней проявляются все особенности воображения ребёнка.
Поначалу у меня были трудности с этой игрой, никак она у меня не получалась, но спустя время, когда я поставила у себя эту игру, мне стало интересно как режиссёрская игра влияет на развитие личности ребёнка и на воображение. Проработав год, я провела диагностику на начало учебного года и на конец учебного года по «уровню режиссёрской игры» и по «уровню развития воображения» у детей с 3 до 7 лет. Столбик зелёного цвета, это дети с низким уровнем, синий – средний уровень и красный – высокий уровень. Вы можете заметить, как динамика изменилась на конец учебного года. Так же дела обстоят и с диагностикой по определению «уровня воображения», где динамика к концу года изменилась в положительную сторону.
• Режиссёрская игра, благодаря своей специфике, способствует овладению ребёнком школы эмоций, т. е. овладение эмоциями, т. к. эмоциональная окрашенность даёт возможность самые будничные многократно повторяющиеся дела вознести в ранг событий, поэтому они хорошо запоминаются (игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка, являющимися «кирпичиками» фундаментом воображения.
• Используя в игре разнообразные предметы (кубики с личиками, предметы – заместители, конструктор, лепка, рисование, аппликация, ребёнок совершенствует первооснову воображения – моторику, т. к. без движения, без динамики у ребёнка не возникает не один образ.
• Во время действий с предметами ребёнок использует речь. Ведь по своей сути отдельные слова детской речи – уже есть результат деятельности воображения, это перенос смысла и функций предмета в звучащую речь.
• За счёт того, что ребёнок в этой игре и автор, и режиссёр, и исполнитель, он получает опыт и дополнительные тренировки во взаимоотношениях и взаимодействиях с окружающими; оказывает неоценимую помощь в социальном развитии детей, так как активно тренируют способность понимать жизненные ситуации, адекватно воспринимать поступки людей и их действия. Самостоятельное проигрывание сюжетов и рассмотрение различных исходов помогает ребёнку развить уверенность в себе и снять коммуникативные барьеры.
Поэтому воображение очень хорошо и активно развивается в режиссёрской игре. А если у ребёнка активно развивается воображение, то в школе он будет хорошо понимать задачи, владеть устными рассказами, сможет написать изложение, сочинение и от этого желание учиться у ребёнка будет присутствовать. А если ребёнок желает учиться, то соответственно учебная деятельность будет развиваться (не просто ходить в школу, а будет хотеть учиться).
Режиссёрская игра пронизывает все аспекты совместной деятельности с детьми: это событие, игра-занятие, продуктивная деятельность и общение (т. к. мы используем многопозиционное общение не только с педагогами, но и с детьми разновозрастной группы, где ведущим в режиссёрской игре может быть не только педагог, но и младший школьник (задавать вопросы по какой-либо проблеме, а дошкольники отвечать (находит пути решения), что также благоприятно сказывается на развитие воображения.
И возвращаясь к своему педагогическому кредо, который гласит «Клонит, а не неволит, ведёт, но не принуждает». Хочу привести пример, который подтверждает моё кредо. Ситуация, когда дети поиграли с игрушками, их не убрали, а пошли сразу на прогулку. И после возвращения с прогулки, мы с детьми замечаем, что исчезли все игрушки, и на полке шкафа лежит какое-то письмо, которые мы читаем вместе с младшими школьниками, которое гласит:
«Спасибо, что вы не убрали игрушки на место. Я это очень люблю. Я, конечно, могу их вам вернуть, только если выполните моё задание …. Шапокляк
Я у детей спрашиваю, что же на делать, как вернуть обратно наши игрушки? Дети отвечают, что нужно выполнить задание Шапокляк. Мы выполняем задание, кладёт вместе с конвертом и идём на тихий час. После сна мы замечаем, что письмо с выполненным заданием исчезло и игрушки вернулись на своё место. И после такой ситуации дети стали убирать игрушки на свои места. Т. е. я задаю детям проблемную игровую ситуацию, а они пытаются её решить (ищут пути решения ситуации, т. е. идут не по моей программе (что ты должен это сделать, ты должен то сделать, а по своей программе (сами решают, что будет делать и как они это сделают).
Для меня лично, режиссёрская игра способствовала моему развитию воображения, формированию моих коммуникативных навыков, которые помогают при общении с детьми, их родителями.
В заключении обращаясь к ФГОС ДО, который требует построения образовательной деятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, всё это помогает достичь игровая деятельность, фундаментом которой является режиссёрская игра.