Получи документы

Мотивация участников образовательного процесса на его качество через гендерное воспитание

Cветлана Герасимова
Мотивация участников образовательного процесса на его качество через гендерное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

"В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны" (Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”).

Публикация «Мотивация участников образовательного процесса на его качество через гендерное воспитание» размещена в разделах

Основными ориентирами, определяющими качество современного дошкольного образования, считаются: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Однако, в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений РФ, несмотря на один из ключевых принципов дошкольного образования – "построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка" (Приказ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", не учитываются гендерные особенности детей. В результате воспитание и образование более ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: в физическом развитии, социальном поведении, в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях, в проявлении эмоциональных состояний и многом другом.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления гендерной идентичности. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей позволит формировать адекватное восприятие детьми смысла собственного и противоположного пола, и предотвратить унификацию полов, притупление чувства гендерной принадлежности, рост неадекватных форм поведения молодежи.

Таким образом, задача педагогов и родителей – понять ребёнка и помочь раскрыть те возможности, которые даны ему полом, сформировать уважение и дружбу между мальчиками и девочками, прививать им соответствующие нормы и представления.

В связи с этим в первую очередь мы обратили своё внимание на проблему организации предметно-пространственной среды. Образовательное пространство, в котором дети проводят большую часть дня - это целый мир, оказывающий влияние на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и всего того, что связано с развитием личности маленького ребёнка. Поэтому при оснащении группы мы старались сделать среду оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной и трансформируемой.

Наряду с этим, при оформлении помещений детского сада, мы использовали различную маркировку, подчёркивающую гендерную принадлежность. Чтобы каждый ребёнок имел возможность многократного подтверждения, что он-это мальчик, а она-это девочка, мы внесли следующие акценты:

– дифференцировали спортивную форму и фартучки для труда (для мальчиков - синие футболки и фартучки, для девочек - розовые);

– дифференцировали стульчики и кроватки (на спинке стула и кровати для мальчиков - синие треугольники, для девочек - красные);

– внесли схемы-действия, отражающие эталоны поведения представителей мужского и женского пола, способствующие усвоению соответствующих правил поведения;

– оформили индивидуальные конверты для раздаточного материала (для мальчиков - жёлтые, для девочек - красные);

– в каждом из уголков разместили сюжетные картинки с изображением ситуаций, демонстрирующих различные способы действия представителей мужского и женского пола ( на кухне: папа точит нож, ремонтирует раковину, мама готовит обед, украшает пирожные; в уголке природы: мальчик копает землю лопатой, девочка поливает цветы; в уголке красоты поместили альбом с причёсками, как для девочек, так и для мальчиков и т. д.).

Кроме того, приобретая подарки ко дню рождения воспитанников, мы учитываем гендерный аспект, как в упаковке, так и в функциональном назначении сюрприза.

В результате исследований учеными установлено, что в дошкольном возрасте гендерная принадлежность особенно интенсивно вырабатывается в игровой деятельности. В игре дети тренируют свои социальные проявления будущей взрослой жизни. С целью преодоления разобщённости между мальчиками и девочками мы стараемся организовать совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Девочки в игре чаще осваивают роль мамы, поэтому для них мы организовали уголок для сюжетно-ролевых игр на семейно-бытовые темы, который оснащён достаточным количеством колясок, кукол обоих полов с красивой и разнообразной одеждой, посуды, бытовых приборов и прочих атрибутов. Девочкам особенно нравится пеленать, причёсывать, переодевать кукол, утюжить бельё, сервировать стол. Опираясь на сюжетные картинки, наши мальчики с удовольствием принимают на себя роль папы: катают кукол в коляске, предлагают отвезти на приём в больницу или отремонтировать что то в доме. Для мальчиков, которые в игре развиваются физически, учатся регулировать свою силу, исследуют, бегают, чтобы разрядить скопившуюся энергию, нами предоставлено больше пространства для организации игр с транспортом, мы учим их играть в солдат, лётчиков, моряков.

При конструировании из крупного строительного материала мальчикам поручается наиболее "тяжёлая" работа: "подвезти" материал на машинах, установить основные крупные детали, девочкам - дополнить, украсить, создать уют, завершить эстетический образ постройки. Опираясь на схемы-действия,

и заметив, что девочки часто манипулируют игрушками-животными, некоторые мальчики стали предлагать девочкам создать для них постройки.

В познавательной области мы обеспечиваем детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Знакомим детей с русскими народными играми, сказками, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах. Т. о., ежедневные вербальные установки на традиционные морально-нравственные ценности нашли отражение в поведении наших воспитанников. Для многих мальчиков стали безусловными такие действия, как пропускать девочек вперёд, уступать им место, передать хлеб и т. д.

Трудовые поручения так же способствуют овладению опытом мужского и женского поведения, если их распределять в зависимости от пола ребё нка: мальчикам мы поручаем выполнение работы с применением физической силы, девочкам – с аккуратностью. Например, при уборке игрушек: мальчики убирают наиболее крупные детали, девочки мелкие игрушки; на прогулке: мальчики несут корзину с игровым инвентарем. При этом мальчики часто повторяют, что "носить тяжести - это мужское дело".

Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, проводим работу с семьями воспитанников. В уголке родителей размещена информация "О воспитании девочек и мальчиков". Совместно с узкими специалистами нами разрабатываются консультации для родителей: "Полоролевая социализация в дошкольном возрасте", "Психологические отличия девочек и мальчиков", "С кем играют девочки и мальчики". В планах на будущее -приглашать бабушек, дедушек, мам и пап для ознакомления детей с профессиями и организация семинаров для родителей по гендерному воспитанию.

Таким образом, грамотно организованная игровая деятельность и предметно-развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природосообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу, что, безусловно, влечёт за собой улучшение качества образования и мотивирует участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

У нас — РадостьУ нас — Радость На детский сад пришла награда. К Сертификату выслали: Лицензию на применение Знака соответствия и Протокол тестирования. Орган по сертификации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивация участников образовательного процесса на его качество через гендерное воспитание
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 13:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мотивация участников образовательного процесса на его качество через гендерное воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Герасимова (УИ 253350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД