Кочеткова Любовь
Музейная педагогика. Приемы и содержание различных форм и направлений работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы содержания различных форм и направлений работы с дошкольниками.
В наше время, в век научного прогресса, существует множество проблем нравственного воспитания детей. Нравственность, любовь к Родине, верность традициям становятся понятиями отвлеченными. А ведь именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, учатся уважению к своему народу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, архитекторами, мастерами народного прикладного творчества; знакомятся с историческими событиями, великими людьми страны. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать нравственное, эстетическое отношение к ней, подготовить детей дошкольников не только информационно, но и эмоционально к восприятию разнообразия, красоты окружающего мира.
Публикация «Музейная педагогика, Приемы и содержание различных форм и направлений работы с дошкольниками» размещена в разделах
На помощь в этом случае пришла молодая еще отрасль педагогической науки – музейная педагогика, которая своими методами и средствами способна усилить воздействия музея на любознательную душу ребенка.
Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных форм работы.
Направления музейной педагогики : социально-нравственная ориентация. Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу в котором живут.
Ознакомление с предметным миром. Знакомятся с конкретными представлениями о предметах быта и их назначении, материалах из которых эти предметы изготовлены. Дети знакомятся с существенными признаками, лежащими в основе родовых обобщений: представления о национальных костюмах, музыкальных инструментах, о воинском снаряжении и т. д. При этом дети учатся обследовать предметы, выявлять их особенности, качества, назначение. На основе проведенных обследований ребенок учится составлять описательные рассказы, давать характеристики предметам, сравнивая их между собой или с их современными аналогами, использует сравнения, эпитеты, таким образом, обогащая свою речь.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В музейной педагогике широко используются все виды игры: сюжетно-ролевые с бытовыми, трудовыми и общественными сюжетами; игры-драматизации по сюжетам любимых литературных произведений с использованием различных, применяемых в детском саду видов театра; игры-тренинги, дидактические игры.
В музее у детей есть возможность увидеть старинные музыкальные инструменты, услышать их звучание. Здесь дети знакомятся с фольклором своего народа, народной инструментальной музыкой, песнями, народными плясками во время участия в народных праздниках, представлениях.
Посещая музеи, дети имеют возможность увидеть подлинные предметы народно-прикладного искусства, узнать назначение, своеобразие каждого из них. Свои впечатления они перенесут на занятия, в собственные работы по мотивам произведений народных промыслов. Закрепляются и углубляются представления о жанрах и средствах выразительности живописи, скульптуры и архитектуры.
Проводя занятия с детьми воспитатель, обязан соблюдать основные дидактические принципы. В течение учебного года основные темы повторяются в усложненном варианте, при этом соблюдается принцип педагогики – повторение.
Иногда целесообразно всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки, и, напротив, при видимом интересе со стороны детей можно рассматривать несколько тем сразу.
Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов: туесок, кочерга, ступа, коромысло, короб, рубель и др. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти предметы становятся узнаваемыми. В игре используются предметы не только глубокой старины, но подлинные костюмы, элементы костюмов, добытые из сундуков своих прапрабабушек. Соблюдается еще один очень важный принцип педагогики – принцип наглядности. По возможности к каждому рассматриваемому событию воспитатель подбирает наглядный материал: картинки, иллюстрации, изготовленные своими руками макеты, муляжи, поделки детей и родителей. Костюмированные ярмарки – итог занятий по ознакомлению с народно-прикладным искусством, народными промыслами.
В процессе общения воспитатель включает в свою речь русские народные пословицы и поговорки, прибаутки и потешеки, которые потом входят сначала в пассивный, а затем и активный словарь детей. Народные приметы можно проверить, проводя наблюдения (в том числе длительные) во время прогулок и в экспериментальной деятельности.
Ребенок – дошкольник по природе своей – коллекционер. Он с удовольствием собирает камни, ракушки, фантики от конфет, машинки, наклейки и т. п. Все детские коллекции становятся частью развивающей среды. Но, если предметы находятся в постоянном поле зрения, а делать с ними практически ничего нельзя, они становятся лишь частью окружающего фона. Неправильно организованная работа мини-музея приводит к тому, что музей становится лишь элементом дизайна, не решая поставленных задач.
Музейная педагогика открывает перед детьми и педагогами широкие возможности в использовании интересных, продуктивных форм и методов работы. В работе с детьми используются как традиционные, так инновационные технологии.
Традиционные технологии (формы) работы с детьми дошкольного возраста включают в себя: занятия, экскурсии, беседы, наблюдения, продуктивную деятельность.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятий, которые могут применяться в музейной педагогике, относятся: интегрированные занятия; занятия в форме викторин, конкурсов, игр, соревнований; занятия-репортажи, исследования, изобретательство. Интересно для восприятия детей проведение занятий нетрадиционной организации и представления учебного материала: уроки мудрости, уроки мужества, уроки любви, уроки доброты; занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз.
Самый любимый раздел музейной педагогики – народная кукла, народные игры. У русского народа существовали традиции поделок народных кукол почти на каждый день, на каждое событие, на каждый праздник. Знакомясь с народным календарем, дети узнают традиции русского народа. И на занятиях ручного труда сами изготавливают кукол (на Рождество – ангелов-хранителей, на Новолетие – Кукол-зернушеки т. д.). В качестве физминуток можно использовать народные игры.
Народно - обрядовый календарь может стать тематическим календарем в программе проведения музейных занятий. Итогом каждой темы стану обрядовые праздники, при проведении которых желательно участие взрослых, чтобы дети услышали живое исполнение народных песен.
Взрослые (родители, воспитатели) принимают активное участие в народных играх. Организуются выставки детских творческих работ.
Литература:
1. Тихонова М. В, Смирнова Н. С. Красна изба…\\ Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада\\ Спб. «Детство-пресс» 2000.
2. Рыжова Н, Музейная педагогика в детском саду/ Н Рыжова //Дошкольное образование. Газета изд. дома «Первое сентября»,- 2010,- №5, - (вкладыш)
3. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками/ Спб. – «Детство-пресс», -2000г.