Наталия Решетникова
Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Формировать у детей представления о народном искусстве, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к народным традициям, вызвать эмоциональный отклик.
• Закрепить представления детей о народных промыслах («Гжель», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Матрешка»).
• Развивать желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитатели и детей-экскурсоводов, отвечать на заданные вопросы, самому задавать вопросы. Воспитывать уважительное отношение к людям-мастерам своего дела.
Публикация «Музейное занятие „Вслед за пером Жар-птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Подвести детей к созданию в мини-музее группы «Город мастеров» новой экспозиции «Умелые руки».
Предварительная работа:
• Создание и оснащение (совместно с детьми и родителями) мини-музея «Город мастеров» в группе;
• Совместная деятельность детей с воспитателем и родителями по изготовлению экспонатов для мини-музея «Город мастеров»;
• Знакомство с народными промыслами и их историей появления
• Разучивание с детьми игры на ложках, трещотках, маракасах
• Разучивание танца «Гжель»
• Индивидуальная работа по подготовке детей-экскурсоводов, разучиванию стихотворения, сказки о Жар-птице
• Разучивание пословиц и поговорок о труде, мастерах своего дела
Демонстрационный материал:
• Экспонаты мини-музея «Город мастеров»
• Карточки «Этапы изготовления дымковской игрушки»
• Перья павлина
Раздаточный материал:
• Заготовки дымковских игрушек, матрешек, гжельских изделий, хохломской посуды из белой плотной бумаги
Оборудование:
• Магнитофон
• Запись народной музыки
• Музыкальные инструменты: маракасы, трещотки, деревянные ложки
• Костюмы для танца «Гжель»
Методы и приёмы:
• Актуализация знаний детей
• Использование технологии музейной педагогики
• Рассматривание предметов, расписанных народными росписями
• Ответы на вопросы
Словарная работа:
Хохломская, Дымковская, Гжельская росписи; фон; узор; мастера
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Воспитатель и дети подходят к мини-музею «Город мастеров».
Воспитатель:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Куда мы с вами попали?
Дети: В музей народных промыслов
Воспитатель: Что относится к народным промыслам?
Дети: Изделия, созданные мастерами и имеющие практическое применение в быту.
Воспитатель: Правильно. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее. Кого называют мастером?
Дети: Мастер-человек, который очень хорошо делает свое дело, вкладывая в него свое умение, старание, свою душу
Воспитатель: Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки», «Мастера золотые руки». А вы знаете, откуда берутся искусные мастера?
Дети: Нет
Воспитатель: Тогда послушайте сказку.
II. Основная часть
Ребенок 1: Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Ребенок 2: Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Воспитатель: Одно перышко упало в подмосковной деревушке, где самое синее небо и самые белые облака. И появились там мастера на все руки. Как называется эта деревенька?
Дети: Гжель
Воспитатель: Какие изделия делают гжельские мастера?
Дети: Гжельские мастера делают посуду, сувениры, подсвечники, часы, фигурки людей и животных.
Воспитатель: Посмотрите еще раз на эту красоту и попробуйте прибавить к слову «гжель» ласковое слово. Гжель какая?
Дети: Сказочная, волшебная, хрупкая, необыкновенная, нарядная, прекрасная, голубая и т. п.
Воспитатель: Гжель такая же прекрасная и необыкновенная, как и тот танец, который подготовили наши девочки.
Танец «Гжель»
Воспитатель: Пролетела сказочная птица и над Сергиевым Посадом. И стал он знаменит на весь мир. Что же мастера делали?
Дети: Матрешки
Воспитатель: И так понравились матрешки людям, что стали их делать и в других городах. Даже в Воронеже есть своя матрешка. Чем она отличается от других матрешек?
Дети: Формой (в виде яйца) и росписью («одета» наша матрешка точно так же, как много лет назад одевались женщины в Воронежской губернии)
Воспитатель: Да, наша Воронежская матрешка не похожа ни на одну матрешку.
Ребята, вы дома с мамами, папами заполняли наш альбом «Русские матрешки». У каждого появилась своя страничка. Все они очень яркие и интересные. Но здесь остались еще не заполненные странички. Если кто-то из вас придумает свою неповторимую матрешку, нарисуйте ее и потом расскажите о ней.
Матрешки такие яркие, красочные, так и зовут нас с ними поиграть.
Игра «собери матрешку». На столе вперемешку расставляются 3-4 «семейки» матрешек (по 4-5 матрешек в каждой). Дети собирают каждый свою «семейку», вставляя матрешки друг в дружку. Кто быстрее соберёт. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Пролетела Жар-птица и над селом Хохлома и туда полетело ее волшебное перышко. Чем потом это село прославилось?
Дети: В этом селе делали деревянную посуду и расписывали особой росписью.
Воспитатель: Какие главные элементы росписи использовали хохломские мастера?
Дети: ягодка, листок, травка, веточка
Воспитатель: Скажите, что нужно, чтобы создать такую красоту
Дети: Старание, умение, мастерство.
Воспитатель: Недаром говорится, что дело мастера боится. Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о мастерах, труде.
Дети:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Поспешишь - людей насмешишь
Семь раз отмерь, один - отрежь
Труд кормит, а лень портит
Кончил дело - гуляй смело
За всякое дело берись смело
Делали наспех и сделали на смех.
Меньше слов, да больше дела
Тяжко тому жить, кто от работы бежит
Кто много говорит, тот мало делает
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Делу время, а потехе час
Труд даром не дается
Терпенье и труд все перетрут
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож
Маленькое дело лучше большого безделья
Воспитатель: Я тоже знаю одну поговорку: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Посмотрите, здесь очень много деревянных расписных ложек. Раньше люди ели такими яркими, красивыми ложками. А сегодня мы с вами их используем по-другому. Мы создадим оркестр ложкарей и сыграем задорную веселую музыку.
Игра на ложках, трещотках, маракасах.
Воспитатель: Еще одно перышко упало в одном небольшом селе. И стали делать там мастера игрушки расписные. Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что же это за село и какие там делали игрушки.
Ребенок:
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Дети: Село называется Дымково. Там делали дымковские игрушки.
Воспитатель: Правильно. Более подробно о дымковских игрушках вам расскажут сегодня наши экскурсоводы Даша и Арина. А вы слушайте внимательно, и если возникнут у вас вопросы, зададите их экскурсоводам в конце рассказа.
1экскурсовод: Люди здесь нашли отличную красную глину, пригодную для керамического промысла. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. И потом долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносок и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой. Игрушка становилась красно-коричневого цвета.
2 экскурсовод: Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом. Игрушку снова сушили. Затем игрушку украшали, расписывали. Узоры незатейливые: кружочки, полосочки, точки, но у каждого мастера получалась своя неповторимая роспись. Потом игрушки покрывали взбитым яичным белком, чтобы блестели и снова сушили. Вот теперь игрушка готова. Она получалась сказочная, веселая.
Воспитатель: Давайте поблагодарим экскурсоводов за интересный рассказ. У вас есть вопросы?
Вопросы детей экскурсоводам: Что обозначают узоры на игрушках?
Какие первые игрушки делали мастера? (если этот вопрос дети не зададут, задает сам воспитатель).
Воспитатель: А вы знаете, существует легенда о том, что однажды свистульки спасли город Вятку от врагов? А вот как это произошло, попытайтесь сами узнать. Где можно найти ответ на этот вопрос?
Дети: В энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.
III Итог занятия
Воспитатель: До сих пор летает Жар-птица по белу свету, и появляются на Руси новые народные промыслы, новые мастера. О них мы тоже узнаем много интересного. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки тоже могут делать полезные, красивые вещи. Значит, они тоже мастера в своем деле, и о них можно сказать «мастера - золотые руки». Да и вы, когда вкладываете в поделку старание, умение, желание, тоже становитесь мастером. Я предлагаю в нашем музее открыть новую экспозицию «Умелые руки», где будем выставлять изделия, сделанные вашими руками и руками ваших родителей. И я в эту экспозицию уже принесла первый экспонат. Это деревянная шкатулка, украшенная резьбой по дереву. Но она не пустая, чтобы вы нашу экскурсию запомнили, я вам еще кое-что принесла (открываю шкатулку, а там заготовки дымковских игрушек, матрешек, гжельских изделий, хохломской посуды из белой плотной бумаги). Выберите заготовку, которая вам больше всего понравилась, и распишите ее как настоящие мастера (эта работа проводится с детьми в рамках кружковой работы во вторую половину дня). А сейчас можете подойти поближе и рассмотреть экспонаты в нашем музее.