Получи документы

Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости

Елена Вольф
Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости
▼ Скачать + Заказать документы

Среди психологических проблем 21 века особое место занимает проблема живого общения, развитию которого препятствует, в том числе и застенчивость, вызывающая разнообразные нарушения психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов. Значительная часть исследователей определяют застенчивость как свойство, качество личности, проявляющееся в общении и межличностных отношениях.

Публикация «Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости» размещена в разделах

В психологии представители научных школ по-разному рассматривают природу застенчивости. Одни признают застенчивость в качестве симптома, который проявляет глубинный бессознательный конфликт, другие настаивают на том, что «застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения», третьи рассматривают как синоним чувства страха, четвертые признают застенчивость личностной чертой, на формирование которой оказали влияние и биологическая конституция, и среда. Таким образом, однозначного понимания природы застенчивости не выявлено. Однако отсутствие однозначного понимания природы застенчивости и невозможность выявить ее генетическую обусловленность не мешают диагностировать проявления застенчивости. Существуют множество методик, направленных на выявление застенчивости у детей дошкольного возраста, на них нет смысла останавливаться, так как они должны проводиться специалистами – психологами. А немного познакомиться с программами и методами, направленными на коррекцию застенчивости детей, нужно. В настоящее время за рубежом большой популярностью пользуется так называемый «метод сенсорной интеграции в диалоге», который предложен и используется эрготерапевтом У. Кислинг. Под понятием «сенсорная интеграция» она понимает взаимодействие всех органов чувств, в работе со стеснительными детьми использует такую модель сотрудничества, в которой ребенок, родитель и педагог являются своеобразными сторонами равностороннего треугольника. Приведем описанный ею пример по работе с застенчивыми детьми. «Четырехлетний стеснительный ребенок приходит на первое занятие с мамой. Вот моя первая задача: добиться доверия матери и ребенка…Я «играю» с матерью… Со временем ребенок сползает с материнских колен и поворачивается лицом к происходящему. Если в этот момент шарик вдруг покатится мимо ребенка, он рефлекторно отреагирует и побежит за ним…Начало положено.

В России создатели программ, направленных на преодоление застенчивости в дошкольном возрасте, единодушно считают, что преодоление застенчивости у детей данного возраста, прежде всего, связано с поведением родителей, педагогов и психологов. В связи с этим взрослым рекомендуется постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и своих силах, привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением; расширять круг знакомств. Кроме этого, в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется активно использовать игру. Анализ существующих программ коррекционных занятий позволил выделить несколько групп игр и игровых упражнений, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников. Среди них игры, направленные на овладение различными видами общения; методами выражения своими эмоциями; снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу.

Игры и игровые упражнения условно можно разделить на две группы. К первой можно отнести игры и упражнения, содержание которых не регламентирует время и темп игровых действий. Например, игра «Колдун».

Содержание. Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Другие дети рассказывают словами то, что он показывает.

Игровое упражнение «Различная походка».

Содержание. Детям предлагается походить в круге, как: малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги; древний старик; артист, выступающий на сцене, и т. д.

Ко второй группе мы можем отнести игры и игровые упражнения, содержание которых строго регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий детей. Например, игра «Живая иллюстрация».

Содержание. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует (параллельно, в соответствии со звучащим текстом) описываемые события и эмоции.

Игры, регламентирующие время выполнения игровых заданий, являются более сложными для освоения, однако практика показывает, что дети дошкольного возраста любят эти игры, особенно музыкальные. Это при том, что в музыкальной игре музыка является основным «действующим» лицом, определяющим характер, темп, ритм, динамику реакций и движений участников игры. Возникает вопрос: почему?

Многие ученые признают, что музыка, как вид искусства, оказывает влияние на биологическую сущность человека, благотворно влияет на взаимосвязь слуховых и мыслительных ощущений, восприятие ее сопровождается теми или иными двигательными реакциями.

Таким образом, музыка, минуя сознание, способна вызвать определенные реакции человека. Наличие данных реакций, а также стимуляция извне (в виде похвалы родителей или других людей) является факторами, побуждающими организм к развертывающейся как во внутреннем, так и во внешнем плане познавательной, а также коммуникативной деятельности.

В любой программе по музыкальному воспитанию обязательно присутствует раздел «Игры и хороводы», музыкальной деятельности детей. На музыкальных занятиях обязательно проводится игра, которая часто завершает его, дети очень любят музыкальные игры и игры с музыкальным сопровождением, поэтому у музыкального руководителя есть возможность привлекать застенчивых детей к игре и помогать застенчивому ребенку. который подразумевает обязательное применение игры на занятиях и развлечениях, как одного из видов

В освоении музыкальной игры дошкольниками особая роль принадлежит педагогу, организующему этот процесс. Педагог выявляет уровень музыкальной подготовленности ребенка к той или иной игре, разучивает и проводит ее с детьми.

На первом занятии дети только знакомятся с игрой, а затем на протяжении 5-6 занятий дети играют в нее. Не все дети одинаково быстро бывают вовлечены в игру, но постепенно педагог привлекает всех, в том числе и застенчивых детей. Дети очень любят повторять ранее разученные игры, потому что они хорошо знают их, не испытывают затруднений в выполнении действий и правил. Педагог обязательно обращает внимание на застенчивых детей, которые не всегда откликаются на предложение педагога в выполнении каких-либо действий или ролей на первых этапах разучивания, но в знакомых им играх они с удовольствием принимают участие, даже выполняют ведущие роли. Очень важно доброжелательным тоном и мягкой интонацией поддержать инициативу застенчивого ребенка в его желании поучаствовать в игре, подбодрить, если не с первого раза получается произвести правильные действия.

Например, музыкальная игра «Комплимент».

Содержание. Дети встают в круг; поют первый куплет песенки, производя необходимые движения. Затем один из детей делает комплимент рядом стоящему ребенку, последующий благодарит за него. Вновь звучит музыка, поется песенка; и ребенок, только что получивший комплимент, делает его рядом стоящему и так далее по кругу…

Приведем далее варианты проведения игры по возрастающей степени сложности:

А) поет педагог, а дети лишь говорят по очереди комплименты;

Б) песенку поет педагог, а дети выполняют необходимые движения под музыку и говорят комплименты;

В) песенку поют все вместе, выполняя необходимые движения под музыку, после чего каждый из детей по очереди делает комплимент рядом стоящему ребенку.

Текст:

Чтоб радостно было тебе, (показывают на других детей);

Скажи что-то доброе мне, (показывают на себя;)

Учись комплимент говорить, (раскачиваются, взявшись за руки.)

Чтоб радостно было нам жить.

На музыкальных занятиях обязательно проводится игра, которая часто завершает его, дети очень любят музыкальные игры и игры с музыкальным сопровождением, поэтому у музыкального руководителя есть возможность привлекать застенчивых детей к игре и помогать застенчивому ребенку.

Практика показала, что музыка помогает снимать психоэмоциональное напряжение дошкольников, поэтому для детей этого возраста полезны музыкальные игры и игры с музыкальным сопровождением.

Музыкальная игра и игры с музыкальным сопровождением способны быть средством вовлечения ребенка в коммуникативный процесс; а значит, музыкальные игры должны постоянно применяться на музыкальных занятиях, быть частью коррекционных программ, направленных на преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста; игры с музыкальным сопровождением должны применяться родителями в досуговой деятельности, в организации домашних праздников и развлечений.

Публикации по теме:

Работа с застенчивыми детьми. Для преодоления застенчивости у детей в индивидуальных занятиях я использую следующие упражнения.       1. "Незнайка":.

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости
Опубликовано: 22 марта 2012 в 09:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вольф (УИ 5469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД