Лучший педагог года

Музыкально-дидактические игры как метод здоровьесбережения детей на занятиях хорового пения

Джанетта Башкирова
Музыкально-дидактические игры как метод здоровьесбережения детей на занятиях хорового пения

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

Башкирова Джанетта Геннадьевна

Преподаватель Хоровых дисциплин

МБОУ Озерненская ДШИ, Смоленская обл.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников – неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных музыкально-дидактических игр позволяет сделать обучение пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическим движениям более интересным для детей, доступным, увлекательным. Игры помогают достичь того, что обучение хоровому пению становится более ярким, эмоционально окрашенным. Дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и понимать музыку, ценить и любить ее. Использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций – важное средство развития музыкальных способностей детей в процессе музыкальной деятельности. С помощью игры можно успешно приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, так как они вызывают интерес и желание участвовать в них.

Публикация «Музыкально-дидактические игры как метод здоровьесбережения детей на занятиях хорового пения» размещена в разделах

Ветлугиной Н. А. намечены три типа дидактических игр: подвижные, хороводные, настольные; в основу их взят синтез музыки и движений, восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами. Для каждой дидактической игры характерно иметь :

• обучающие задачи;

• содержание;

• правила.

Для того чтобы музыкально-дидактические игры вызывали у детей желание петь, выполнять музыкально-ритмические движения, они должны быть очень красиво оформлены, быть разнообразными. Роль преподавателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями детей, сохраняет творческий характер игровой деятельности.

С помощью музыкально-дидактических игр дети знакомятся с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений. Упражнения развивают мелодический слух, определение движения мелодии вверх – вниз, навык различения звуков по высоте, по длительности. При исполнении песни необходимо обращать внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на правильную передачу динамических оттенков, которые способствуют развитию восприятия звучания мелодии.

Игра «Музыкальный телефон» может помочь чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять песню. Для закрепления знакомых песен используется игра «Волшебный волчок», в ней дети узнают песню по вступлению или припеву, которые исполняются педагогом на фортепиано, музыкальной фразе, спетой учителем. Свои представления о песне, музыкальных произведениях дети передают в рисунках.

Распевки и попевки играют важную роль в развитии у детей слуха и ритма, они проводятся даже в качестве музыкально-дидактических игр. Это несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Пение один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня доступней детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр, благодаря словесному тексту. Хоровое пение объединяет детей, создает условие для их эмоционального музыкального общения. Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста успешно осуществляется с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений. Для развития звуковысотного слуха, чувства ритма, различение коротких и долгих звуков используется игра «В лесу».

Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки поможет игра «Вертушка». Программное содержание: развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, соотносить музыкальные и художественные образы.

Игра «Лесенка». Программное содержание: различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. Эта игра помогает развивать музыкальную память, соотносить свои действия с музыкой (движение руки) по слуховому восприятию, умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого.

Игра «Музыкальная карусель». Программное содержание: развивать музыкальную память через темповый слух, по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить со своими движениями. Дети внимательно слушают мелодию, поют с изменением темпа музыки и движения в хороводе.

Игра «Определи по ритму». Программное содержание: передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка. Попевки: «Петушок», «Андрей-воробей», «Тили-Бом».

Большое влияние на музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты и выразительны, доступны детям; это «Сорока», «Петушок», «Андрей-воробей», «Василек», «У кота-воркота» и д. р. ; эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

Музыкально-игровая драматизация, как разновидность художественной игры, обогащает опыт детей в сфере музыкальной деятельности. В процессе игры все воспроизводится при помощи выразительных средств: музыкальная речевая интонация, жест, позы, пантомима. «Главная цель использования игр-драматизаций на уроке музыки – развитие музыкального мышления младших школьников, усвоение новых знаний о музыке, проникновение в сущность музыкального искусства».

Применение музыкально-дидактических игр для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста невозможно представить без использования музыкально-дидактических пособий. Все музыкально-дидактические пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Классификация музыкально-дидактических игр :

- на определение характера музыки;

- на усвоение характера музыки;

- на развитие чувства ритма;

- на определение высоты звучания голоса;

- на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане;

- на закрепление знаний о длительности звуков;

- на развитие памяти и музыкального слуха;

- на закрепление знаний о высоте звука и его длительности, на закрепление знаний о высоте звука, его длительности, расположении нот на нотоносце;

- на закрепление знаний о движении мелодии вверх и вниз;

- на определение жанров музыки (танец, марш, песня);

- на развитие детского музыкального творчества.

Игра – это часть жизни ребенка, она помогает ему познавать мир, создавать его, быть в нем яркой личностью. Игровое обучение дает здоровьесберегающий эффект благодаря влиянию на эмоциональную сторону в жизни ребенка.

Игровые формы обучения являются важнейшим компонентом процесса здоровьесбережения. Здоровьесбережение ребенка в учебном заведении – процесс сложный, многокомпонентный, многоуровневый. Обеспечением его занимаются все работники школы – технический, педагогический персонал, администрация. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложиться на педагога.

Дети в современном мире подвержены большим нагрузкам, объем которых все увеличивается.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования.

Контролируя здоровье учащихся :

• учитываю особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

• работаю над искоренением вредных привычек;

• учитываю физические недостатки (зрение, заикание, тики);

• стараюсь создавать оптимальный режим занятий;

• учитываю социальное благополучие или неблагоплучие ребенка;

• уделяю внимание физическому здоровью школьника;

• слежу за эмоциональным состоянием ребенка на уроке.

Мною используются музыкально-дидактические игры :

• на развитие чувства ритма;

• на усвоение характера музыки;

• на определение высоты звуков; расположения нот на нотном стане;

• на определение жанров музыки;

• на развитие детского музыкального творчества.

Провожу пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности:

Музыкально-спортивный праздник – «Смелый и ловкий», посвященный Дню защитников Отечества»;

Музыкально-спортивный праздник – «Побежим по радуге наперегонки»;

Музыкально-спортивный праздник – «По плечу победа смелым!»;

Музыкально-спортивный праздник – «Путешествие в город Цветов».

Игра сама по себе является элементом здоровьесберегающей технологии. А музыкальная игра или игра с музыкальным сопровождением способствуют созданию комфортной эмоциональной атмосферы, улучшающей настроение ученика, мотивацию к музыке, физическое состояние. Эмоции используются для направления внимания детей на важную информацию, для переадресации внимания, повышения мотивации, творческого мышления, так как в хорошем настроении лучше выполняются любые задания. Эмоциональное состояние ребенка сильно влияет на состояние функций его организма и на учебный процесс.

Игровая методика больше, чем какие-либо другие средства, соответствует потребностям растущего организма ребенка. Она возводит преграду на пути утомления и усталости детей в процессе обучения пению, помогает непроизвольно усваивать, приобретать устойчивые певческие навыки, умение гармонично вливаться в хоровое коллективное исполнение.

Публикации по теме:

Игра «Фасолька»Игра «Фасолька» Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. дидактические, настольные игры широко используется как средство воспитания.

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Опыт и исследования показывают, что трудности, негативное отношение к учебе, появляются у детей уже с первых дней пребывания в школе. Часто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры как метод здоровьесбережения детей на занятиях хорового пения
Опубликовано: 30 августа 2014 в 00:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД