МААМ-картинки

Музыкально-литературный досуг для детей подготовительной группы «Мир русской былины»

Татьяна Галкина
Музыкально-литературный досуг для детей подготовительной группы «Мир русской былины»

«Мир русской былины»

Цель досуга:

познакомить детей с народным эпосом, с героями русских былин, воспитывать чувство патриотизма.

Образовательные задачи:

формировать представления детей о русских героях – богатырях, об их подвигах. Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: меч и ножны, палица, копье, гусли, и др.

Воспитательные задачи:

прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны.

Публикация «Музыкально-литературный досуг для детей подготовительной группы „Мир русской былины“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

развивать художественно-образное мышление, способность творчески передавать в движениях музыкальные образы. Формировать положительные эмоции в разных видах деятельности.

Предварительная работа:

беседа о картине В. М. Васнецова «Богатыри», разучивание русских народных песен, чтение книг о русских богатырях, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций.

Образовательная область:

интеграция образовательных областей «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».

Ход досуга.

Звучит мелодия на гуслях, дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята – добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами на беседу добрую да складную, чтобы был у нас мир, лад и согласие. Беседовать мы будем о делах старинных, былинных, о славных богатырях земли нашей русской.

Былины – это старинные героические песни, которые создал народ, и пелось в них о том, что происходило на самом деле. Вслушайтесь в слова: «былина», «быль», «было». Первыми исполнителями былин были песенники – сказители. Они исполняли былины по памяти, как слышали от своих предков. В былинах прославлялись важнейшие исторические события, битвы ратные, герои и богатыри русские. До наших дней дошло более ста таких былин. Они исполнялись в сопровождении старинного русского инструмента – гусли.

Гусли – это небольшой щипковый инструмент (показывает гусли, который представляет собой деревянный плоский ящичек, в форме крыла, на котором натянуты струны. Звук у этого инструмента чистый, мелодичный, звонкий, поэтому их еще называют гусли звончатые.

Ребята, посмотрите на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова и назовите героев русских былин (показывает картину «Богатыри»). Кто изображен в центре на вороном коне?

Ребе

нок:[/h4] В центре художник изобразил Илью Муромца.

Ведущий:

Да, во всем его образе чувствуется мощь, сила и мудрость. Что держит Илья в руках?

Ребенок:

В одной руке он держит копье, в другой - палицу.

Ведущий:

Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому что любил свой народ, свою землю. Он всегда был на стороне бедных и сирот, потому, что сам много страдал. В детстве у Илюши отнялись ноги, он долгое время не мог ходить. Но как-то раз пришли старики-странники и попросили попить воды, а потом они исцелили больного Илью, и он снова встал на ноги.

А что за богатырь на белом коне?

Дети:

Добрыня Никитич.

Ведущий:

Расскажите, что вы знаете про этого богатыря?

Ребенок:

Добрыня Никитич из знатного рода. Об этом говорят его доспехи. Они богаче, чем у других богатырей.

Ребенок:

Не только щит и ножны богато украшены, но и рубаха на богатыре.

Ведущий:

Да, Добрыня боярского рода. Он меч зря не достает. Родом Добрыня из Рязани. Он самый умный и образованный из богатырей. Лицо у него строгое и благородное. Он вел переговоры с татарским ханом. А теперь посмотрите на третьего богатыря. Расскажите о нем.

Ребенок:

На коне золотой масти молодой богатырь – Алеша Попович. Родом Алеша из Ростова. Он самый веселый и удалой.

Ведущий:

А что держит Алеша в руках?

Ребенок:

Алеша держит тугой лук и гусли.

Ведущий:

А зачем ему гусли и лук?

Ребенок:

Потому что и дрался Алеша как герой, и песни любил петь.

Ведущий:

Давайте, ребята, вспомним с кем сражались русские богатыри? (ответы детей) Из былин мы знаем, что это были извечные враги Руси, всякая нечисть: Змей Горыныч, Соловей-Разбойник, Кощей, Тугарин, Чудище.

Ведущий:

Из того ли города из Мурома,

Из того ль села ли Карачарова?

Выезжает добрый молодец на добром коне,

Богатырь – Илья Муромец.

На лошадке скачет Илья Муромец

А навстречу ему молодой богатырь

Добрыня Никитич скачет

На лошадке выезжает Добрыня.

Илья:

Здравствуй добрый молодец.

Ты скажи-ка кто ты?

Добрыня:

А как скажет тебе про то моя палица тяжелая! Как отшибу тебе, да буйну голову!

Ведущий:

Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

Добрыня:

Не казни меня, а помилуй. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисто полю, биться с нечистой силою, да охранять нашу землю – матушку.

Ведущий:

Обнялись тут добры молодцы и стали братьями названными.

Много ли прошло времени, про то неведомо. А только родился на земле еще один богатырь – Алеша Попович. Рос не по дням, по часам. (на лошадке скачет Алеша). В ту пору повадился на Русь Татарин – царь похаживать, земли русские жечь. А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом.

Алеша:

Эй, дружина храбрая,

Двум смертям не бывать,

А одной не миновать.

Напустим мы на рать силу несметную,

Освободим от напасти Русь – матушку!

Ведущий:

Услыхал о том Илья Муромец

В Киев-град с Добрынею приехали,

На большом пиру побраталися,

Богатыри меж собой подружилися.

Старшим назвали Илью Муромца,

Средним – Добрыню Никитича,

А младшим – Алешу Поповича.

Богатыри встают так, как на картине Васнецова «Богатыри»

Все богатыри:

А теперь поедем мы

На заставе богатырской стоять,

Станем землю русскую

От недругов оборонять.

Три богатыря под музыку «уезжают» за кулисы и убираю коней. Звучит песня «Богатырская сила», муз. А Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Вперед выходят три богатыря, а за ними остальные мальчики и исполняют танец.

Ведущий:

Так уж повелось на Руси, если враг нападет, то весь народ на защиту встает, а в мирное время любили люди русские повеселиться, да удаль молодецкую показать. Вот и мы сейчас устроим состязания, померяемся силой.

Проводятся соревнования:

армрестлинг; «Петушиный бой»; «Перетяни канат».

Звучит грозная музыка Н. А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце»

Ведущий:

Ой, ребята, эта грозная музыка ничего хорошего нам не предвещает. Ой, что-то, наверное, сейчас случится!

Под музыку появляется Змей Горыныч.

Змей:

А-а-а! Испугались? Что, детки, узнаете меня? Змей Горыныч я лютый, живу в горах Сорочинских у Пучай-реки. А прочему меня Горынычем величают, знаете? Потому что имя мое – Горыныч – связано со словом «гора». Я в горах неприступных живу и сам огромный как гора. Как про меня в сказках да былинах говорится: «Летит Змей Горыныч, огромный как туча-гора, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на солнце блестят»

Ведущий:

Ох, и грозный гость у нас, ребята. Нам одним с ним не справиться. Надо скорее вызывать славного богатыря Добрыню Никитича. Заиграйте гусли наши, звончатые и позовите сюда Добрыню Никитича.

Звучит мелодия гуслей, входит Добрыня Никитич.

Добрыня:

Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Зачем меня к себе позвали? Никак помощь моя понадобилась?

Ведущий:

Очень, очень нужна твоя помощь, славный богатырь! Прилетел к нам страшный Змей Горыныч и только ты сможешь справиться с ним.

Добрыня:

А ну, нечистая сила, где прячешься, выходи, сразимся в честном бою.

Звучит музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки», Добрыня и Змей готовятся к бою.

Ведущий:

Подождите, подождите, все-таки вы находитесь в детском саду, а не на поле бранном, и сражаться здесь нужно не копьем и огнем, а словом мудрым, умом острым, знаниями своими. Вот я и предлагаю именно такое сражение устроить.

Змей:

Ну, что ж попробуем. Ты, Добрыня, меня с моими тремя головами ни за что не одолеешь!

Добрыня:

А это мы еще посмотрим, Змей Горыныч. Видишь, сколько здесь ребят! Они обязательно мне помогут. Правда, ребята?

Ответы детей.

Ведущий:

Вот что мы сделаем: создадим две дружины, во главе одной – Добрыня Никитич, а другой – Змей Горыныч, и устроим состязание. Ребята, вы в какой дружине будете? (ответы детей, Змей оказывается без дружины). Ну, вот и первое боевое задание дружине и Змею Горынычу. На этих картинках изображено много всякого оружия. Нужно отобрать самое необходимое для русского богатыря и передать Добрыне Никитичу.

Соревнование «Подбери оружие»

Ведущий:

Подведем итоги соревнования. (Проверяет картинки отобранные детьми) Молодцы, ребята! Справились с заданием! А что же выбрал Змей Горыныч? (Показывает его карточки, дети смеются).

Ведущий:

А теперь еще одно состязание – викторина. Вам нужно правильно ответить на вопросы, тогда вы победите. Итак, слушайте:

1. Назовите любимых героев былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

2. Какое чудовище жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч)

3. Кто слагал былины? (народ)

4. В сопровождении какого музыкального инструмента исполнялись былины? (в сопровождении гуслей)

5. Какими качествами были наделены русские богатыри? (смелость, сила, мужество, доброта, честность, верность и любовь к Родине)

6. Назовите оружие былинных богатырей? (меч, копье, щит, лук и стрелы, палица, булава)

7. Что мы узнаем из былин? (Узнаем историю русского народа, его обычаи, культуру. Узнаем о ратных сражениях с врагами)

8. Чему учат былины? (Учат любить свою Родину, уметь ее защищать, знать и любить русских героев-богатырей)

Змей Горыныч тоже пытается отвечать, но все невпопад.

Ведущий:

Больше правильных ответов у дружины Добрыни Никитича. Молодцы, ребята, хорошо знаете былины и, конечно, вы победили Змея Горыныча о трех головах.

Змей:

Ох, ох, оплошал я, ничего не знаю. В школе не учился, книги не читал. Хочу домой на свои Сорочинские горы, чтобы о жизни поразмыслить, да ума побольше набраться. Ух, мы еще с вами потягаемся.

Добрыня:

И мне пора возвращаться на ратную службу, землю русскую охранять.

Ведущий:

Ну, что ж пусть будет по-вашему. Заиграйте гусли звончатые, перенесите Змея Горыныча в былину на его горы Сорочинские, а Добрыню Никитича в Древнюю Русь на богатырскую заставу.

Звучит мелодия на гуслях, Змей и Добрыня сказочно исчезают.

Ведущий:

Вы знаете, ребята, что герои сказок и былин очень любили русские народные песни. Они пели их и в дальней дороге, и на отдыхе, и за праздничным столом. Сейчас вы услышите мелодии самых известных народных песен, угадайте их и попытайтесь спеть.

Дети встают в круг, берут необходимые атрибуты: платочки, шапочки, наряды и исполняют русские народные песни. Звучат мелодии песен: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени мои сени», «Во саду ли, в огороде», «Как у наших у ворот», «Во кузнице» Дети отгадывают и инсценируют песни.

Ведущий:

Дорогие, ребята, сегодня вы встретились с героями русских былин. Много прошло времени с тех пор, но не забыл народ Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Прославляют их силу богатырскую, удаль молодецкую в стихах, песнях, картинах. И вы, ребята, постарайтесь быть похожими на русских героев-богатырей, всегда помните об их подвигах.

Звучит песня в записи «Богатырская сила», дети уходят из зала.

Публикации по теме:

НОД в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В. М. Букатова) Тема: «На героя и слава бежит». Федулина Валентина Александровна, воспитатель Первая категория,13 разряд МКДОУ «Сибирячок» Непосредственная образовательная деятельность.

Проект «Защитники земли русской»Проект «Защитники земли русской» Тема: Защитники Земли Русской Цель: уточнить и систематизировать знания детей о защитниках нашей родины в разные временные периоды (от богатырей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-литературный досуг для детей подготовительной группы «Мир русской былины»
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 12:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД