Наталья Комиссарова
Музыкотерапия в контексте работы психолога в МАДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в про-шлое. В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические данные свидетельствуют, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Воздействие музыки на нашу жизнь является всеобъемлющим, поскольку музыка охватывает все века и эпохи, является международным языком, состоящим из универсальных компонентов. Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. Звуки могут оказывать сильно воздействие на клетки, органы и ткани человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные пол, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм. Одна из причин физиологического воздействия музыки на человека заключается в том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усваивать ритм. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Музыка вызывает различные двигательные реакции организма. При прослушивании музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях – в мышцах рук, ног, головы, туловища, области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью» отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного. При общих методологических основаниях (искусство, творческая деятельность, художественная экспрессия) различаются акценты в содержании, методах, формах работы. К примеру, драматерапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия — на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений. Вместе с тем в настоящее время развиваются так называемые интегративные арт-формы (арт-драма и т, п.). Очевидно, что их идентификационная характеристика — виды арт-терапии. Название же подчеркивает дополнительное использование приемов и техник, принадлежа-щих фонду других направлений. Еще одно замечание относительно терминов изотерапия, рисуночная терапия, терапия изображением, а также визуальная или терапия образами. Если первая группа — это разные названия одного феномена, то визуальную терапию одни специалисты рассматривают узко, имея в виду только рисунки, а другие не считают, что речь должна идти о более широком явлении — многообразных формах визуализаций. Педагогическое направление музыкотерапии имеет неклиническую направленность, рассчитанную на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. И ребенок, и взрослый в музыкотерапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Если каждый ребенок ощущает глубокий интерес педагога к себе и своим работам, возникает поистине ценный контакт как основа продуктивного взаимодействия. Вместе с тем, в работе с сознанием и подсознанием личности необходимо соблюдать особую осторожность, быть по-настоящему честным и чувствительным (Ф. С. Сомер, С. Хоган). Взаимодействие с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от педагога понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. «Если я не слышу, что происходит во мне., тогда и приходит неудача» (К. Роджерс). Уникальную методику – музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, и в частности: отклонения в развития, эмоциональная нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, психосоматические заболевания. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Музыка позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить его или активизировать, настроить, заинтересовать. Помогает установить контакт между педагогом-психологом, помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самовыражения, способствует отреа-гированию чувств и т. д. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Занятия музыкотерапией позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Использование знакомых и незнакомых произведений, изменение их громкости и скорости дает возможность направленной работы с разными детьми. Музыка помогает детям расслабиться, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому – либо поводу. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в работе психолога, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач. Ниже описаны несколько техник, которые применяются мной непосредственно на занятиях с детьми. «Дирижер». Ребенку предлагается продирижировать под звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит нужный психотерапевтический эффект. «Свободный танец». Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д. «Спонтанное рисование под музыку». Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка должна быть яркой, эмоционально богатой, негромкой и быть не более 60 – 65 ударов в минуту. «Дефицит любви» приводит к тяжким последствиям в развитии ребенка, при этом дети воспринимают мир отношений в узком диапазоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебности и страха. Они искажено видят и реальные отношения между людьми. Если ребенку, не достает любви, возникают трудности характера, дефекты личности. Безусловно, музыкотерапия не представляет чудодейственную силу, способную полностью разрушить поведенческие и ментальные потерны, вместе с тем ребенок приобретает опыт позитивных индивидуально – личностных изменений. И главное – сам процесс спонтанного творчества, как у детей, так и у взрослых.
Публикация «Музыкотерапия в контексте работы психолога в МАДОУ» размещена в разделах
Список использованной литературы:
1. Бреслав Г. Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. Второе учебное пособие для специалистов и дилетантов. Издательство «Речь». Санкт-Петербург, 2007г.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Издательство «Речь». Санкт-Петербург, 2007г.
3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система заня-тий. Издательство «Речь». Санкт-Петербург, 2007г.