Елена Смирнова
Мы говорим «игра», подразумеваем «детство».
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – уникальная эпоха в жизни человека, а поэзия игры вдвойне уникальна, потому что составляет исходную сущность этой эпохи, она – эпоха в эпохе.
Интерес ребенка – жизнь, бытие, игра, познание. А на них – то как раз и не хватает времени. альцев на руках не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удовлетворяющих потребность родителей (а не детей) в интеллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им – ни одной «школы игры». Именно в игре преимущественно осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие игры. Так, развитие мышления и воображения ребенка в игре происходит от, что в ней существуют условные действия, которые, усложняясь, постепенно переходят в умственный план., где воображение – это прежде всего продукт детской игры.
Публикация «Мы говорим „игра“, подразумеваем „детство“,» размещена в разделах
Известный отечественный исследователь детской игры, Даниил Борисович Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним – как он играет. Если умеет, к школьному обучению готов, не умеет – не готов.
Таким образом, единственное, что может стереть границы между взрослым и ребенком – это игра. Но именно ею мы пренебрегаем и как средством общения со своим ребенком, и как методом воспитания, и как формой организации детского досуга.
Понаблюдайте, во что играют наши дети. На смену традиционным играм в «больницу», «магазин», «дочки – матери» пришли сюжеты по мотивам мексиканских, бразильских и тому подобных сериалов, американских боевиков и отечественных семейных проблем типа «Где взять деньги на мясо?» При этом все реже дети в процессе игры «уходят на работу» и все чаще участвуют в застольях или «разборках». Игра сегодня утратила свое созидающее начало. Ребенок, лишенный возможности созидать, начинает разрушать.
Недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры, которые сильно отличаются от сюжетно – ролевых, поскольку ориентированы на результат, а не на процесс. Возможно это потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации (телефон, телевидение, радио, компьютер, которые изменили способы получения нами информации и структуру нашего общения. Теперь очень редко образуются дворовые разновозрастные сообщества, через которые в основном и передавались от одного поколения к другому традиционные сюжетно – ролевые игры и игры с правилами.
Однако именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила.
Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен», Именно в процессе игры и можно строить развивающее обучение.
Используемая литература: Родителям о детях №4/99 год