Наталья Осипова
На физкультуру с удовольствием!
▼ Скачать + Заказать документы
На физкультуру с удовольствием!
В современном мире на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.
Публикация «На физкультуру с удовольствием!» размещена в разделах
На наш взгляд, сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту, повысить потребность в естественной двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физвоспитанию.
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.
Составлять сказки можно в любой части занятия: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений). Это зависит от поставленных задач занятия, формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Также двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
Эффективно в процессе составления сюжета двигательных сказок, предлагать детям различные образно-подражательные движения. Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например, «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в боки.
Можно составлять двигательные сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные взрослым, а также самими детьми. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей. Например, Красная шапочка может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути к бабушке, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д. Интересно предлагать детям изменять характер 1-2 героев. Например, что было бы, если бы Красная шапочка встретила доброго волка, а сама Красная шапочка была бы очень капризной. После того, как дети усвоят этот прием, можно предложить им ввести в сказку новых героев. Например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки. При составлении сказок по знакомым сюжетам, можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом). У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка» - плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший и т. д. Иными словами, говоря: «сказка-средство формирования интереса к двигательной активности», мы имеем в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагогов. Здесь мы в частности, подразумеваем гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.
Вся работа по развитию двигательного творчества проходит несколько этапов:
На первом этапе в группе воспитателем с детьми проводится определенная работа:
- знакомство с содержанием сказки;
- определяется количество персонажей, их характеристики;
- происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
- предлагается изменение сюжета сказки.
- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.
На занятиях по физвоспитанию, дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – двигательных сказочных образов, с помощью образно-подражательных движений в игровой форме. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке, мы предлагаем использовать рисунки или карточки-схемы.
Мы предлагаем в течение месяца работать над одной сказкой, так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей.
Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например, «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко.
Этот этап длится в зависимости от навыков и умений детей, от объема разученных движений-образов, требуемых к той или иной сказке.
На втором этапе инструктор с детьми занимается составлением двигательной сказки, изменяя сюжет знакомой сказки, или придумывая новую сказку. Идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается образная игровая ситуация, это помогает малышам более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Пусть ребенок попытается придумать варианты. Составлять сказки можно в любой части занятия: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры). Это зависит от поставленных задач занятия, формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
Методические рекомендации развития двигательного творчества.
1. По форме двигательные сказки схожи с краткими образными сюжетными рассказами. В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры. Особую ценность имеют сюжетные игры с большим количеством ролей и, соответственно, возможностями индивидуального появления творчества. Например, игры «Совушка», «День и ночь», «Сделай фигуру» и др.
2. Основным условием развития двигательного творчества при обучении физическим упражнениям на занятиях по физвоспитанию (основным видам движений, общеразвивающим упражнениям) является достаточный двигательный опыт детей. Наличие двигательных навыков позволяет свободно использовать их в своей многообразной деятельности, проявляя самостоятельность в изменении характера, способов действия в зависимости от условий.
3. Продумывая задания для составления двигательных сказок, важно создать положительный психологический климат занятия, учитывая следующие особенности:
-возрастные и психофизические особенности детей в группе;
-использование разнообразных приемов психологического воздействия и стимуляции двигательной активности детей;
-общее самочувствие детей, в соответствии с погодными условиями;
-разумное соотношение нагрузки на организм;
-соблюдение педагогического такта.
4. Эффективно использование методов проблемного обучения.
Например: как пройти Красной шапочке, если на пути волк? (Переплыть через реку – волк не умеет плавать. Или где мышкам раздобыть сыр? - В кладовке. Как туда попасть? Подняться по мостику, и т. д.) Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
5. Фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, зачины и концовки в процессе придумывания двигательной сказки могут изменяться. Это позволяет развивать творческое воображение дошкольников, их композиционное мышление на базе стандартных элементов, а также является моментом проблемного обучения. Например, если волк добрый – как он будет себя вести по отношению к Красной шапочке, Колобок – хитрый и злой, как обидит лису? Мы имеем в виду не только психологическое опережающее слушание, но и внутреннее предвосхищение, додумывание, достраивание, изменение образов, ситуаций, сюжетов с помощью детей.
6. Можно составлять сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные инструктором, а также самими детьми. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей. Например, Красная шапочка может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути к бабушке, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д. Можно предлагать детям изменять характер 1-2 героев. Например, что было бы, если бы Красная шапочка встретила доброго волка, а Красная шапочка очень капризной. После того, как дети усвоят этот прием, можно предложить им ввести в сказку новых героев. Например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки. При составлении сказок по знакомым сюжетам, можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом). У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка»- плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший. Детям предлагается придумать свое окончание к народным сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Иными словами, говоря: «сказка-средство формирования интереса к двигательной активности», мы имеем в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагогов. Здесь мы в частности, подразумеваем гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.
7. Во время сочинения двигательных сказок педагог создает условия для реализации потребностей ребенка, предметно-развивающую среду, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребенка.
8. Во время придумывания двигательных сказок важно использовать игровые приемы (путешествие в сказку, визит сказочных героев, сказочные мотивации (сделай как герой сказки, помоги герою и т. д.).
9. Педагог сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, владеть методами стимулирования интереса у детей Опыт, полученный детьми при проведенной выше работе, подводит их к построению образно-пластических композиций, то есть к сочинительскому творчеству. В итоге к концу обучения дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют небольшие двигательно-игровые композиции. Они более детально выстраивают двигательные образы, используют их, показывая своеобразную манеру эмоционально-пластичной выразительности и перевоплощения. Педагог помогает детям в этой работе - он направляет их, предлагает и корректирует новые образы, связывая их с двигательной активностью.
Хочется отметить, что составление двигательных сказок вызывает потребность и желание у детей заниматься физической культурой, создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия.
Авторы-составители:
О. В. Обухова, зам. зав по УВР МДОУ ЦРР ДС «Загадка»,
Н. А. Осипова, инструктор по физическому воспитанию МДОУ ЦРР ДС «Загадка»,
Н. Н. Черкасова, педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС «Загадка».
Литература:
Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. - М., 2007.
Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! - М., 2004.
Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.
Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.
Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика, (хореография в д/с). - М., 2006.
Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. - М., 1985.