Получи документы

Наблюдение в природе и моделирование как средство экологического воспитания

елена попова
Наблюдение в природе и моделирование как средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Публикация «Наблюдение в природе и моделирование как средство экологического воспитания» размещена в разделах

Этот метод является основным способом ознакомления дошкольников с природой, т. к. - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Воспитатель использует разные виды наблюдения.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

В зависимости от объекта и возраста детей, от поставленных задач наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель и итоговыми (обобщающими).

Наблюдения можно проводить :

- на прогулках и во время экскурсий;

- в уголке природы;

- на земельном участке ДОУ;

- на занятиях.

На прогулках можно, наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др., сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы. На ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных.

Т. к. наблюдения на экскурсиях случайны и обычно очень кратковременны, то наблюдения, начатые па прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы. Приведем пример. На прогулке дети наблюдают за гусеницами, рассматривают их внешний вид и передвижение. Воспитатель сажает пойманных гусениц в банку со свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в уголок природы. Детям дают задание: «Посмотрите завтра, что случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что листья у веточки обглоданы гусеницами, и, следовательно, устанавливают приносимый ими вред.

На участке ДОУ можно наблюдать, как происходит рост растений, их цветение и плодоношение.

Также на земельном участке ДОУ можно продолжить наблюдения, начатые на экскурсии или прогулке. Так, например, можно создать уголок из дикорастущих растений, перенесенных из леса и с луга, ухаживать за ними, наблюдать за ростом растений, и затем сравнивать эти растения с оставшиеся, например, в парке.

Подытожив свои наблюдения, можно сделать вывод: растения, за которыми ухаживали, растут быстрее, стали крупнее, красивее.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Что такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А, доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Модель-это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность. Например: глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений, а затем использование его в учебном ивоспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей :

-предметные (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)

-предметно-схематические (в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)

-графические (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:

- Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

- Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

- Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

- Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.

Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание и разбор таблицы.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ;

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.

В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики,.

Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания Выступление на методическом объединении По теме: «Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания.» Выполнила: воспитатель.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников». В наши дни, когда мир находится на грани экологической.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет Игры, как средство экологического воспитания Хотелось бы начать свое выступление словами В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка - это.

Проект «Сказочная поляна» как средство экологического воспитания Для привлечения внимания, развития и интереса детей по экологическому воспитанию, мы создали исследовательски - творческий проект «Сказочная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение в природе и моделирование как средство экологического воспитания
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 14:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение в природе и моделирование как средство экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем елена попова (УИ 1139297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД