Людмила Комиссарова
Наблюдения за природой в осенний период с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Наблюдения за природой в осенний период с детьми старшей группы"
"Природа есть один из могущественнейших
агентов в воспитании человека"
К. Д. Ушинский
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Публикация «Наблюдения за природой в осенний период с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе наблюдений дети размышляют об увиденном, выражают свои мысли, сравнивают, сопоставляют, ищут ответы на поставленные вопросы и постепенно подходят к пониманию и могут объяснить почему осенью птицы улетают; почему сегодня замерзли лужи, осенью созревают плоды и т. д.
Хорошо когда детям дается целевая установка для наблюдения (сначала мы рассмотрим, затем зарисуем, придумаем рассказ, танец).
Поэтому я на прогулке, рассматривая с детьми осенние деревья, обращаю внимание на листочки, их форму, расцветку; собираем красивый букет из осенних листьев.
А в группе мы рисуем наши листочки, как мы их представляем: на ветке дерева или в полете над землей.
Приучаю детей высказывать собственные впечатления, придумывать мини-рассказы "О чем мечтает листочек?"
Высказывания детей:
"Листочек не хочет улетать с дерева, потому что- это его дом, в котором он родился и вырос"
"Листочек мечтает остаться на веточке и смотреть на солнышко, море, город. И любоваться этой красотой"
"Мой листочек хочет улететь, как птички в дальние теплые края"
"Листочек мечтает отправиться в путешествие в другие страны Италию, Испанию, США и Бразилию и посмотреть какие там растут деревья и живут люди"
"Листочек хочет улететь в путешествие, везде побывать, а в 2018 году вернуться в Россию и посмотреть чемпионат мира по футболу".
Под музыку дети придумывают движения для танца "Мы осенние листочки"
Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если мы научим их слышать природу в произведениях художественной литературы. Поэтому при проведении наблюдений стараюсь использовать художественное слово: стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественных произведений. Также знакомлю детей с народными мудростями: приметами, загадками, легендами, хороводными песнями, пословицами, поговорками.
На прогулке беседую с детьми о том, как растения готовятся к зиме: формирую у детей представление о состоянии растений осенью, даю знание о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, о способах распространения семян.
Проводим несложные опыты "Летающие семена", "Ветер расселяет деревья по новым местам" с целью знакомства детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Усвоенные знания в процессе наблюдения должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей:
-в игре
дидактические игры 1. "Найди дерево по описанию"
2. "Скажи наоборот"
3."С какой ветки детки"
4."Собери пазлы"
5. Лото
в рисовании, лепке, аппликации.
Так на прогулке любуясь рябиной, набираем немного ягод, собираем опавшие листья для аппликации. Рассказываю детям о том, что в морозы ягоды рябины становятся сладкими и птицы, которые не улетают в теплые края подкармливаются ягодками рябины.
В группе делаем аппликацию гроздья рябины и прилетевшие к ним птицы.
Рассказываю детям о том, что осень стелет ковры. Они получаются красивые, яркие разноцветные. Мы можем сделать такой ковер в группе. Для этого рвем из цветной бумаги маленькие желтые, красные, зеленые листики и клеим их - густым покрывалом - на картон. Получаем осенний коврик.
На коврик лепим и ставим дерево, ведь это оно помогло сделать коврик из своих листиков,
Дальше дети фантазируют: лепят под деревом ёжей, грибы, корзинку с дарами осени.
Очень важно, чтобы интерес детей к природе, желанию её познать поддерживали родители.
Поэтому я подготовила рекомендации для родителей " Воспитание у детей познавательных интересов к природе"
1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов- это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы.
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно.
3. Учите ребенка не только задать вопрос но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое- важное и ценное качество.
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию.
6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.
После чего предложила родителям вместе с детьми сочинить сказку и нарисовать её, о том, что снится земле, когда она засыпает зимой. Сказки и рисунки в группе мы рассказали и рассмотрели. Обсудили и оформили книгу, дети придумывали и предлагали разные варианты названия. В итоге наша книга получила название "Волшебные сказки о природе".
Вывод.
Так как детям особенно интересны предметы и явления природного мира, то эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием наблюдения, чтением художественной литературы, дидактическими играми, изобразительной деятельностью, сочинением собственных рассказов и сказок может зародить искру для новых поисков, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения природы.