Народная глиняная игрушка «Водоноска»

Петрова
Народная глиняная игрушка «Водоноска»

План-конспект открытого урока

дата проведения 10.12.2018 г.

Класс 3

Вид учебного занятия: Практическое занятие.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Тема: Народная глиняная игрушка. Водоноска

Цели урока: Научить обучающихся работать с глиной.

Задачи: Образовательные:

1. Закрепить теоретические и практические навыки работы с глиной.

2. Познакомить с одним из способов лепки из глины.

3. Развивать навыки самоконтроля, устойчивости внимания, функции мелкой моторики рук.

Техника: лепка из глины

Воспитательные:

Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Материалы и инструменты: глина, доска для лепки, стеки разной формы, блюдце для воды, тряпочка, краски, кисть, клеенка.

Дидактический материал: образцы выполненных работ,плакат –метод,разработка,иллюстрации

План занятия

1 Организационная часть.

Приветствие, проверка готовности и организации рабочего места.

2Сообщение темы и целей занятия

Обьявление темы урока, постановка достижимых целей перед учениками.

3 Наглядная демонстрация наглядных пособий

4 Историческая справка.

5 Практическая часть. Лепка

6 Итоговая часть задания.

1Контрольный этап.

2Творческий анализ выполненной игрушка (выявление ошибок).

3Выставка готовых изделий

4 Уборка рабочего места.

5Завершение урока.

Ход урока

Организационная часть.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Сегодня на уроке декоративно прикладному искусству мы будем выполнять работу на тему «Русский народный промысел Дымковская игрушка Водоноска. Лепка». Перед тем, как начать занятие, я хотела бы представить вам наших гостей которые пришли сегодня к нам на урок что бы посмотреть как вы работаете

Руководитель отдела культуры г. Волжска Герасимова С. А. ;

Директор ДХШ г. Волжска Акимов В. С.

Заместитель директора по учебной работе Ахметзянова Л. Н.

Преподаватели ДХШ г. Волжска (представление присутствующих).

Беседа (учитель):

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле около 400 лет. (ФОТО 1)

Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка, по месту её рождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково.

Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Писатель Салтыков-Щедрин писал о Вятке: «Въезжая в этот город, вы как будто чувствуете, что карьера ваша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания. Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру».

Был голод трудные условия жизни,

Собственные залежи глины, пригодной для керамического дела,

предопределили судьбу Дымковской слободы. В 19 веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Происходило это обычно в период, когда заканчивались полевые работы, с поздней осени до ранней весны. курился дымок из каждой избы,там лепили и обжигали в русской печи игрушки готовясь к весне. Вся история дымковской игрушки неразрывно связана с праздником «Вятская свистунья». Эта большая ярмарка по традиции проходила в четвертую субботу после Пасхи. Яркий товар на лодках привозили в город Вятку. Там, игрушки с успехом продавали.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Каждая игрушка имеет своего автора.

Какие только игрушки не лепят дымковские мастерицы: свистульки,птицы, кони, уточки, похожие на жар-птицу индюки, барышни и кавалеры, водоноски, няньки, кормилицы, диковинные олени, всадники на конях, всадники на поросятах, сказочные и бытовые сюжетные сценки. Всего – и не перечесть.

А почему именно эти темы выбирали? Лепили все, что было близко человеку, что его окружало.

Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Показать ученикам петуха игрушку

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

(Показать фото)

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом, а олени с красивыми рогами.

(Показать только фото)

Показать ученикам барыню игрушку

- Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло.

(Показать фото)

Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин

В начале 20 века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - Анна Афанасьевна Мезрина.

Благодаря ей и художнику Антону Ивановичу Деньшину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить.

Вокруг Деньшина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу. Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов.

Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Евгения. Анатольевна Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла. В 2010 году в центре города Кирова установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Как же создается дымковская игрушка?

Для производства Дымковской игрушки используется красная глина. Местные жители обычно весной после половодья заготавливали глину, смешивали ее речным песком, чтобы изделия при обжиге не трескались. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

В народе говорят, что Дымка рождается три раза.

• Первый раз она рождается, когда ее лепят из глины.

• Техника изготовления дымковской игрушки не очень сложная. Игрушку лепят руками. Фигурки лепят из одного куска глины, отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки ее несколько дней сушат.

• Демонстрация лепки игрушки. фото

• Второй раз рождается игрушка, когда ее 3-4 часа обжигают в печи, чтобы она стала прочной. В старину обжигали в обычной печи (показ печи). А в наши дни - в муфельных печах.

(фото)

• В третий раз рождается игрушка, когда ее покрывают мелом, разведенным в молоке. «Обеливание» - этот этап работы, характерный только для Дымково. Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Дымковская роспись,Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

• полос,

• ромбов и зигзагов,

• кругов и полосок.

Практическая работа

Лепка

Водоноска-это девушка. женщина носит воду!

1Возьмите в руки хорошо перемятую глину величиной с куриное яйцо,скатайте в ладонях шарик.

2Вдавите в него указательный палец на глубину примерно двух фаланг. Пережмите левой рукой шарик в середине,разделив его на две части (рис -1)Причем нижняя часть должна быть больше,чем верхняя. Получиться фигура напоминающая неваляшку.

3Из верхней части лепят туловище,голову и руки,из нижней юбку в виде колокола (рис 2)

4Глубина юбки-колокола должна соответствовать длине указательного пальца. Чтобы получить форму колокола,глину постепенно обминайте вокруг указательного пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться тоньше и тоньше,его объем будет увеличиваться (см. рис3)

Когда толщина стенок будет ровна примерно 5-6см,переходите к лепке туловища,головы и рук.

5Ком глины расположенный сверху,разделите на две части так,чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки,а из верхней голову, наметьте нос. (рис3) Пригладьте сверху глину.

6Некоторые детали выполняются отдельно и приклеиваются с помощью жидкой глины такие как кокошник водоноски он пышный, волосы, серьги,фартук-его вырезают из тонкой пластины,а перед самой наклейкой вдоль нижнего края пальцем делаются сборки (рис 4,5)смочите фартук водой и прижмите его как можно плотнее в тех местах где нет складок,чтобы стенки не продавились поддерживайте их изнутри в месте приклеивания фартука пальцем левой руки. Вслед за фартуком наклейте на фигурку накидку,вырезанную также из тонкой глиняной пластины.

Готовую игрушку нужно кое где подправить стеками и разгладить влажной тряпкой

7Отдельно лепим коромысло с ведрами

8Присоединяем и заглаживаем все мокрой тряпочкой.

1Завершение работы

2Творческий анализ выполненной игрушка (выявление ошибок).

Публикации по теме:

Мини — музей «Народная игрушка»Мини — музей «Народная игрушка» Использование технологии макетирования в работе с детьми дошкольного возраста помогает пополнить предметно-пространственную среду группы.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Индивидуальная работа в рамках проекта «Народная игрушка»Индивидуальная работа в рамках проекта «Народная игрушка» Задачи: -Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. -Способствовать.

Опыт работы «Народная игрушка в жизни малыша» Народная игрушка в жизни малыша. «Мы уверены в том, - писала Е. Флёрина, - что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым.

Презентация для детей «Дымковская глиняная игрушка» Где делают дымковские игрушки? Дымковские игрушки делают в городе Кирове. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой,.

Проект «Глиняная игрушка» . Проект: «Глиняная игрушка» 2. Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Народная глиняная игрушка «Водоноска»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 22:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Фотоотчёт «Летние художественные работы учащихся 3–5 классов. Часть-2»
Прекрасного летнего дня, дорогие коллеги! Приглашаю Вас на вторую часть фотоотчёта летних художественных работ моих учеников. В течение лета на базе школы...
Сценарий праздника в 9-х классах «Последний звонок»
( 2019 год) Сцена оформлена под "класс". Парты выставлены в 2 ряда. На центральной стене - проектируется заставка "Школьная доска с надписью "Последний...