Светлана Рудакова
Народная игрушка — тряпичная кукла как средство коррекции речи и психических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Рудакова С. В., Ломинога Н. И.
Закон РФ «Об образовании» (2013г.) глава II статья 14 гласит:
Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную культуру;
- формирование духовно-нравственной личности;
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.
Публикация «Народная игрушка — тряпичная кукла как средство коррекции речи и психических процессов» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы внимательно подошли к вопросу приобщения дошкольников к традициям и обычаям русского народа. Дети должны знать историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Тряпичная кукла является особым видом народного творчества. В отличие от пластмассовой она, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом образовательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
По статистике медиков с каждым годом увеличивается количество детей, появляющихся на свет с патологией развития, поэтому тема коррекции недостатков у детей с патологией развития становится все более актуальной.
Поэтому одним из приоритетных направлений в нашей работе является коррекционно - развивающее, которое предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Данное направление реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов образовательного учреждения. Тесная взаимосвязь возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки непосредственной образовательной деятельности, определения последовательности занятий и задач.
Исходя из вышесказанного, мы строим свои занятия на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интегрированные занятия имеют нетрадиционную форму и структуру проведения. Они представляют собой объединение нескольких видов деятельности, которые дополняют друг друга. Такие формы организации направлены на повышение эффективности деятельности воспитанников.
Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Приведём несколько примеров интегрированных занятий в нашей группе.
Первое интегрированное занятие, «Народная тряпичная кукла» – результат совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя.
Виды деятельности:коммуникативная, познавательно-исследовательская.
1. Форма работы – беседа, в ходе которой дети узнали об истории возникновения тряпичной куклы, о видах тряпичных кукол, для чего их использовали, какие обряды совершались с помощью кукол.
2. Форма работы – наблюдение.
В группе создана коллекция кукол, которые были изготовлены руками детей, педагогов и родителей. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.
Коллекционирование разжигает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
3. Форма работы – игры с правилами.
Игра «Угадай где?»
Цель игры - развитие слухового внимания. Коррекция звукопроизношения.
Кукла прячется за спиной у ребёнка. Водящий должен определить за чьей спиной кукла, ориентируясь на силу хлопков. Отыскав куклу, водящий выполняет дополнительное задание: глядя на куклу, назвать слова с заданным звуком; подобрать прилагательные, составить предложение о кукле и так далее.
Работа с народной тряпичной куклой осуществляется также на индивидуальных и подгрупповых занятиях в коммуникативной и игровой деятельности.
Эффективной формой работы является сюжетная игра «Дочки-матери». Играя с куклой, ребёнок проговаривает потешку «Расти коса до пояса».
Цель игры - закрепление поставленных звуков; работа над дикцией и интонационной выразительностью речи.
Сюжетно-ролевая игра «В лес за грибами и ягодами», является ещё одной формой работы с целью автоматизации звуков в словах; развития фонематического слуха, формирования умения определять наличие заданного звука в словах. Игра содержит элементы соревнования. Играя куклами, дети на скорость собирают картинки с заданным звуком. Куклы вызывают живой интерес, помогают достичь целей в более непринуждённой обстановке.
Сюжетно-ролевая игра «Баюшки-баю» является эффективной формой работы.
Цель игры - закрепление поставленных звуков; развитие плавности, мелодичности речи, чёткости произношения слов.
Ребёнок берёт на себя роль заботливого папы, учится быть добрым и внимательным, эта деятельность формирует социальное поведение ребёнка в обществе.
Формой работы, позволяющей успешно решать коррекционно-развивающие задачи, является дидактическая игра «Прятки».
Цель игры - закрепление умения делить слова на слоги.
С помощью этой игры можно определять место звука в словах; количество слов в предложении; наличие звука в слове; закреплять умение соотносить слово со звуковой схемой.
Занимательной формой работы является сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».
Цель игры - автоматизация звуков во фразовой речи; совершенствование диалогической формы речи, воспитание культуры речевого общения.
Играя тряпичной куклой, дети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у дошкольников развиваются память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей, и особенно для детей с задержкой психического развития.
Следующее интегрированное занятие «Народная весенняя кукла мартиничка» проводилось совместно учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем.
Виды деятельности:продуктивная, двигательная и познавательно-исследовательская.
1. Форма работы – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Совместно с детьми мы изготовили весенних кукол из ниток, которые называются мартинички. Красная кукла символизирует весну, а белая - зиму.
2. Форма работы – соревнование.
Цель: Закрепление последовательности чисел в пределах 10, развитие внимания, логического мышления.
Дети с задержкой психического развития требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес следует путём использования форм, связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом и т. п.
Дети в музыкальном зале делятся на две команды - по цвету мартиничек. Соревнования проходят в несколько этапов. Ребята должны были построиться по порядку от 1 до 6, в соответствии с цифрой у них на шапочках.
Следующий этап - детям надо было заселить свою мартиничку в нужный домик.
Итогом данного занятия стала экскурсия.
На экскурсии мы с детьми еще раз отметили все признаки весны, выбрали дерево, на котором будем размещать весенних народных кукол мартиничек. Ребята с огромным удовольствием кричали весенние заклички, звали весну. Что воспитывает уважение к народным традициям и обрядам своей Родины.
Работа с народной тряпичной куклой осуществляется также на индивидуальных и подгрупповых занятиях по формированию элементарных математических понятий и художественной литературе.
Восприятие наших детей характеризуются замедленностью. Им необходим более длительный период для переработки сенсорной информации. Наглядный материал дети с задержкой психического развития запоминают лучше, чем словесный. Поэтому на индивидуальном занятии по формированию элементарных математических понятий дети решали арифметическую задачу с помощью кукол – мартиничек, изготовленных своими руками.
Особо хочется выделить значение игр - драматизаций в воспитании дошкольников. Игра - драматизация стимулирует умственное развитию детей, развитие психических процессов и качеств личности.
На занятиях по художественной литературе ребята с удовольствием участвуют в инсценировки сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты и т. д.
Итоговое интегрированное занятие «Масленица».
Проводилось совместно учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем.
Виды деятельности:продуктивная, музыкально-художественная, коммуникативная и познавательно-исследовательская.
Форма работы – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
В преддверии праздника, совместно с детьми была изготовлена кукла Масленица. В процессе изготовления куклы ребята познакомились с историей возникновения праздника, узнали, какие из древних масленичных традиций дошли до наших времён. С огромным интересом и старанием ребята участвовали в изготовлении куклы Масленицы.
Для детей, посещающих дошкольное учреждение компенсирующего вида очень важно развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации. Поэтому, в ходе занятия у детей была возможность потрогать солому, обсудить, какая она на ощупь и на цвет. В целях речевой коррекции воспитанники учились подбирать прилагательные, характеризующие данный материал. Оформляя причёску Масленице, девочки упражнялись в плетении кос. Учились вплетать в косы ленты. Многие ребята впервые учились завязывать бантики и узелки, что требовало большого труда и терпения. На завершающем этапе украшали и наряжали куклу Масленицу. Кукла получилась яркой и очень нарядной.
Формой работы стали подвижные игры с музыкальным сопровождением. Ребята водили хоровод вокруг Масленицы, играли в игры с музыкальным сопровождением, читали стихи, проговаривали заклички о весне и о Масленице.
Финальной частью данного занятия было празднование Масленицы. В традиционном народном обряде приняли участие дети и педагогический коллектив детского сада.
Проведённая нами коррекционно–развивающая работа позволяет сделать вывод о том, что основными недостатками, мешающими обучению детей с ЗПР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес, чему способствует использование тряпичной куклы.
Народная кукла на интегрированных занятиях позволяет создать атмосферу творчества и доверия, а значит, оптимальные условия для коррекции речевых нарушений и психических процессов в целом.
Интегрированные занятия способствуют тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями для решения задач образования, коррекции и развития воспитанников детского сада.