Анна Сюваткина
Народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА
Игрушки, игра- одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества… Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность.
Б. Никитин
Публикация «Народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада» размещена в разделах
Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
Родители и педагоги могут влиять на содержание и сюжеты детских игр, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, принимая непосредственное участие в игре, а также подбирая соответствующие игрушки.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.
Проводя работу с детьми по ознакомлению с многообразием народных игрушек, я остановила взор детей на красоте и разнообразии разных видов игрушек. Одной из которых стала –матрёшка. Учитывая особенности матрёшки в работе с детьми, выявила основные задачи такие как:
• Научить детей различать виды матрёшек ( по месту производства и основным признакам: цвет, форме, узору).
• Выявить влияние народной матрёшки на эстетическое развитие дошкольника.
• Учить детей самостоятельно и совместно изображать игрушку
(в лепке, аппликации, рисунке, игре).
Для реализации этих задач использовала следующие методы и приё мы:
• рассматривание;
• описание;
• составление рассказа;
• игровые моменты с участием матрёшки;
• совместные с родителями мероприятия;
Игрушка расширяет кругозор ребят, увлекает образами современной действительности: показывает строительство, технику, знакомит с бытом трудящихся разных народов, с оборонной мощью нашей страны. Наряду с этим игрушка обогащает и уточняет представление ребят о природе, животных, труде и быте, способствует формированию художественного вкуса ребенка.
Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики.
Работая над этой проблемой, я, выделила две группы народных игрушек, среди которых одна в работе с детьми, другая — как предмет эстетического быта (в сюжетно – ролевой игре). Своей задачей я поставила расширение тематики этих групп, тщательно их изучила, подобрала приемы и технику знакомства с народной игрушкой. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.
В начале октября 2010 года в МДОУ ЦРР д/с №42 «Алёнушка» с большим успехом прошел конкурс «Народная игрушка в жизни детей дошкольного возраста», где активными участниками выступили наши малыши. Была проведена большая предварительная работа, где я организовала ряд консультаций, бесед, встреч с родителями и старшими наставниками – бабушками и дедушками. В тёплой, дружеской обстановке прошел круглый стол «Расскажите нам о народной кукле», на котором активно выступили бабушки: Лизы Х, Виоллеты Т., Никиты Ф.
Мной также была организована работа родителей с детьми во время проведения совместного занятия «Смастерим игрушку» из подручного материала (ткань, нитки, пуговицы, клей и т. д.) Но тему «Народной игрушки» мы продолжили. Ведь знакомство с декоративно-прикладным искусством безгранично. И дети просто в восторге.
В конце ноября была проведена выставка подделок на тему «Кубанская модница», где дети продемонстрировали своё мастерство в создании тряпичной куклы-закрутки.
Воспитательно - образовательная работа в ДОУ с использованием народной игрушки, проводилась нами в течение полугода. Целью работы являлось многофункциональное использование народной игрушки в воспитательно-образовательной работе детского сада для того, чтобы способствовать формированию личности ребенка, а именно: развитию речи, творческого мышления и воображения
Мы уверены в том, что народная игрушка является (при тщательном се изучении) неисчерпаемым источником мудрой и творческой народной педагогики.
Подводя итог проведённой работы по изучению роли и значения народной игрушки в воспитательно-образовательной работе детского сада, была у спешно проведена, и практически закреплена.
Таким образом, народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. Поскольку народная игрушка с ее чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, способствует развитию его личности.