Папки-передвижки

Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете

Гульсиня Гибадуллина
Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы

Народная педагогика.

Уважаемые коллеги! Перебирала бумаги. Консультация для педагогов на педсовете "Народная педагогика". Подумала: "Может быть пригодится кому-нибудь?" Могу прислать по электронной почте.

Можно использовать как консультацию для родителей.

Публикация «Народная педагогика, Консультация для педагогов на педсовете» размещена в разделах

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что «Мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчёркивал, что «семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В. А. Сухомлинский подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

В центре народной педагогики – человек, его нравственный облик. Не зря, давая напутствие, старшее поколение часто говорит: «Стань Человеком!».

Такие человеческие черты, как смелость, трусость тоже не оставлены народом без внимания : «Храбрец умирает раз, а трус - тысячи раз».

Дружба, коллективизм, уважение к старшим, преданность Родине («Где родился – там и сгодился», смелость, честность, взаимопомощь - всё нашло отражение в мудрости народной. А выражение: «Хлеб – всему голова!» - это ведь не только о хлебе сказано, это – и уважение к труду человеческому, воспитание бережливости, культуры поведения: «не ешь стоя», «не ешь на ходу», «береги труд других людей».

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках и других памятниках народной педагогики. Пословицы и поговорки – одна из самых активных и широко распространённых памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни. Народ отобрал в своей многовековой истории всё ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Всё это, вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых нашло своё выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придаёт афоризмам образность.

Трудное дело – воспитание человека. Оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одни выражением: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».

Народ в течение веков накопил определённые знания о психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве:

«Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется»,

«Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Методы воспитания в народной педагогике : разъяснение, приучение, поощрение, одобрение и др.

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. У татар есть поговорка, смысл которой можно перевести примерно так: «Если сделанное тобой досталось людям, навык остался с тобой». Наша мама часто говорила нам это в детстве.

Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда.

Очень любопытно, что народ в свои афоризмы включил различные педагогические категории, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Например: «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний» или «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Приучение тоже очень распространённый метод народной педагогики. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Например, ребёнка приучают вовремя ложиться спать и вовремя вставать; приучают культурно вести себя за столом; говорить «спасибо» взрослым за услуги, быть вежливыми со сверстниками и т. д. Приучая ребёнка, взрослые приводят примеры, образцы поведения.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение и доказательство, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков.

Поощрение и одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, игры, поведения. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители одобряют успехи детей – учебные и трудовые, поведение.

Личный пример – это самый радикальный, самый действенный метод народной педагогики. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношение в семье, отношение к окружающим людям – всё это служит примером для детей. «Если у тебя взрослый сын – веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» - гласит народная мудрость.

Принуждение, наказание, порицание, запрет, упрёк также нередко применяются в народной педагогике. Но всё-таки чаще применяются словесное осуждение, укор родителей, которые помогают ребёнку осознать свои ошибки и устранить их.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Большое значение имеет развитие речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребёнком – «Материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

Не обошла стороной народная педагогика и эстетическое воспитание ребёнка. С ранних лет ребёнок слышит колыбельные песни матери, а это первые шаги приобщения к музыкальной культуре и художественному слову. народная мудрость гласит : «Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла» или «Ласковое слово и кошке приятно». В семье ребёнок слышит ласковые слова – ласкательные существительные, ласковое имя. Это тоже оказывает влияние на воспитание ребёнка.

Испокон веков народ прославляет труд как бесценный дар природы человеку: «Труд – всему отец» и заботится о том, чтобы молодое поколение овладело профессией: «Лишнее мастерство голову не кружит» или «Молодому мало и семидесяти ремёсел».

Воспитательное значение имеют и изречения о тех, кто не любит трудиться: «В дождливый день много желающих кур поить» или занимается бесполезным, неразумным трудом: «Подрубив корни дерева, вершину водой поливает».

Народ всегда стремился к знаниям: «Знание – светоч ума». «Дороже ума богатства нет» или «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которую никогда не сносишь, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» - эти и другие изречения говорят о стремлении народа к знаниям.

Физическое воспитание детей также отражено в пословицах и поговорках: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде», «Кто курит, у того горят нутро и деньги».

Народная педагогика веками копила свой опыт, и не изучать и не использовать его в современной жизни и воспитании детей, по крайней мере, - расточительно.

Публикации по теме:

«Ни минуты без музыки». План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми. Цель: расширение знаний педагогов о возможностях.

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 10:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете» (включая файлы) размещена пользователем Гульсиня Гибадуллина (УИ 82284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД