МААМ-картинки

Проект «Народное творчество в жизни дошкольников»

Людмила Хвостенко
Проект «Народное творчество в жизни дошкольников»

Народное творчество в жизни дошкольников.

Одно из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения в развитии дошкольников - проект «Приобщение воспитанников к русскому народному творчеству и фольклору». Окружающая среда, созданная нашим коллективом, благотворно влияет на развитие работы в этом направлении. Проводятся праздники, развлечения, реализуется программа «От печки до лавочки» в русской избе, создана творческая группа «Катюша», которая является лауреатами и победителями районных, городских и международных конкурсов.

Публикация «Проект „Народное творчество в жизни дошкольников“» размещена в разделах

В данном проекте рассматривается актуальность приобщения детей к истокам народной культуры,как одной из важнейших задач в современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: гендерное, художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Составлены методические разработки примерных конспектов занятий, дидактических игр, сценариев развлечений. Данный методический материал станет для педагогов с любым стажем работы помощником при планировании образовательной, совместной деятельности с детьми.

В результате реализации проекта дети познакомятся с разнообразными формами детского музыкального фольклора, с традициями и образами русского народа, с танцевальными жанрами: плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы; кадриль, хороводы, обрядовые танцы.

Наше общество стоит на пороге не простого времени. Материальные ценности доминируют над духовными ценностями. В молодых семьях гражданственность, патриотизм не являются важным фактором в воспитании подрастающего поколения. Развитие личности – главная задача современного воспитания. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Самая большая потеря нашего времени - то, что было накоплено за многие годы нашими предками - народный фольклор, русское народное искусство. Мы заново открываем для себя традиции русского народа. Увлеченно вслушиваемся в народные мелодии и слова, пытаемся их воспроизвести, реконструировать события, праздники, обряды. И уже на многое мы смотрим по-иному, переоцениваем заново. В наших силах восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Ведь без прошлого нет будущего. Начинать восстанавливать утраченную связь времен нужно с дошкольного возраста. Дети в этом возрасте еще далеки от современного ритма жизни.

Цель данного проекта : повышение эффективности духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества, формирование и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

- Воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

-Знакомство детей с традициями и образами русского народа;

-Развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

-Воспитание эстетических чувств;

-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству

-Знакомство детей с танцевальными жанрами: плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы; кадриль, хороводы, обрядовые танцы.

В работе над приобщением к русской народной культуре использую следующие методы:

- наглядный метод :демонстрация иллюстраций и картин;

-игровой метод :игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

-практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием - музыкальными игрушками и инструментами, музыкально -дидактическими пособиями, всевозможной методической литературой, различными атрибутами. Даже музыкальные инструменты, которые мы используем, раскрашены в русском народном стиле. Для пополнения русских народных инструментов были приобретены свистульки, трещотки.

Особое внимание обращается на хороводы- они не только способствуют координации движения, но и раскрепощают и позволяют эмоционально раскрыться. В хороводе дети держатся за руки, контактируют, общаются с противоположным полом, усваивают начальные важнейшие нормы общения. В хороводах участники слышат текст и мелодию, видят происходящее, движутся определенным образом.

В русском народном фольклоре через обряды, традиции, трудовую деятельность, прослеживается гендерное воспитание. С момента рождения ребенка народная культура развивала способность относить себя к определенному полу. Различные элементы фольклора могут быть использованы в качестве полоролевого воспитания детей в дошкольном возрасте.

Ведущей деельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируются интересы, способы поведения характерных для того или иного пола, который возникает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Посредством игры происходит знакомство с русским народным творчеством. Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, умение передавать особенности действий персонажей. Русская народная игра несет в себе огромный потенциал для развития творчества и свободной импровизации детей. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.

В фольклорных играх ребенок усваивает основные черты, характерные для носителя того или иного пола. Обычно девочка, девушка в играх определяется как красивая. разумная. Называется "лебедушкой", "павой", "уточкой". Народная музыка в таких играх выбирается плавная, напевная. Музыка для девушек, девочек в народных играх определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую. Мальчик же определяется как сильный, смелый, разумный, защитник. Называется " соколом", "орлом", "селезнем". Музыка в народных играх для мальчиков определяет пластику движений как болеем активную, резкую, наступательную.

В русских народных играх четко прослеживается мужское и женское начало. По моим наблюдениям,игры с гендерными ролями особенно импонируют дошкольникам. Народные игры, где можно выразить своё Я, показать свой удалой характер или наоборот скромность и женственность, находят свой отклик в детских душах. Дети очень быстро запоминают старорусские слова в таких играх. Игры направлены на ознакомление с фольклором через художественную литературу, театрализованную деятельность, музыкальное развитие, художественное творчество, речевое развитие. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет художественно-эстетическое развитие. В процессе игры ребёнок многое узнает о овладении различными техниками, развитие способности к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков, о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи, познакомиться с музыкальными инструментами, навыка художественной речи и т. д. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Работа с воспитанниками над изучением и исполнением русских народных песен, потешек, частушек привела к созданию творческой группы "Катюша", которая была создана в 2015 году в нашем ДОУ. Народный фольклор и игра на ложках- основные направления в работе группы. Русские народные песни нашли свое место в душах воспитанников. Группа принимала участие в городском фестивале -конкурсе "Собирайся народ в наш веселый хоровод", где заняла 3 место. В 2017 году состав группы пополнился воспитанниками 2-й младшей группы, которые своей непосредственностью и артистизмом привнесли изюминку в выступления группы. Малыши освоили не сложные элементы игры на ложках и с достоинством вместе со всей группой заняли 3 место.

Сольная работа с воспитанниками дала свои первые плоды. В городском фестивале -конкурсе "Собирайся народ в наш веселый хоровод" солист группы "Катюша" занял первое место с игровой песней "Как за двором за двором", в которой прослеживается мужское начало.

Впервые группа "Катюша" приняла участие в городском конкурсе "Маленькие звездочки", где вошла в десятку лучших номеров - 9 место. В новом учебном году будут учтены недостатки на которые указали члены жюри конкурса, и есть надежда войти в тройку лидеров.

Выступления детской группы "Катюша" вдохновили родителей воспитанников на изготовление русских народных костюмов для выступлений. Пример выступления детей поспособствовал участию родителей в развлечениях, досугах и праздниках. Так взрослые роли в нашем детском саду исполняют не воспитатели, а родители воспитанников, которые ответственно подходят к воплощению роли. Особенно привлекает родителей участие в ежегодно проводимых в нашем детском учреждении "Ярмарках", "Осенинах на Руси", "Осенних посиделках или театрализованных сказках из русского фольклора.

Творческой группой, был разработан проект по организация мини-музея русского народного творчества. Место для работы мини-музея было выбрано не случайно - перед музыкальным залом. Как театр начинается с вешалки, так и зрители и посетители музыкального зала должны окунаться в атмосферу народного праздника постепенно.

Содержанием работы комнаты русского быта является:

• Посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

• Проведение тематической НОД для дошкольников;

• Организация экскурсий для детей и их родителей. Темы экскурсий: «Устройство русской избы: женская и мужская часть дома», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом : вышивка, шитье», «Народный досуг в избе : посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года» и др. ;

- Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

- Оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Самовар», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

- Организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности комнаты русского быта:

- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («покровские посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Колядки» и др.

Типы НОД (тематические, многовидовые, интегрированные) :

- рассказ педагога – фольклориста, этнографа;

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).

Результатом работы комнаты русского быта и знакомства с русским народным творчеством стало :

- Улучшение эмоционально-психологического состояния, сформированное позитивное отношение к родному краю: историческим событиям, природе, культуре и творчеству своих земляков.

- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнения русских народных танцев, знакомство с русским народным бытом через русскую народную игру.

-Успешное усвоение правил в русских народных играх;

- жанров устного народного творчества;

- представлений о традициях, обычаях, праздниках и т. д. ;

- представлений о символике города, крае, страны;

- овладение навыками театрализованной деятельности.

- Проявление самостоятельности и творческой активности, устойчивого познавательного интереса.

- Повышение чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи; желание совершать добрые поступки.

- Проявление уважения к сверстникам и взрослым в период общения с ними.

- Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.

В создании музея русской народной избы,был задействован весь педагогический состав. Откликнулись и родители воспитанников. В дар мини- музею были переданы предметы народного сибирского быта такие как: прялка, утюги, веретено, кровать, полотенца, рушники. Педагоги и родители воспитанников каждой группы внесли свой вклад в создание и работу мини- музея. Родителями был изготовлен деревянный стол и лавка, русская печка, колодец, повозка. Печка заняла свое место в углу. Даже в старинном чугунке была настоящая картошка. Стены мини -избы были разрисованы стогами сена и телегой с лошадью. Ну а главными экспонатами русской избы стали большие куклы деда и бабки, изготовленные родителями воспитанников. Воспитанники младших групп проходя мимо них, всегда машут им рукой.

Большое значение в реализации программы имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации Мини- музея «Русская изба».

Формы работы с родителями:

• родительские собрания на духовно-нравственные темы;

• лектории для родителей;

• открытые показы воспитательно -образовательного процесса;

• вечера вопросов и ответов;

• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

• индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

• совместные экскурсии;

• ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

благотворительные ярмарки;

• тематические мастер- классы;

• совместные с родителями праздники

Главным результатом нашей работы является все возрастающий интерес детей и взрослых к русской народной культуре. Оценку наших усилий в этом направлении можно узнать из «Гостевой книги», где собираются отклики всех гостей, побывавших в музее.

Новосибирск 2022

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество»Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество» Три года назад, когда мы с детьми перешли в среднюю группу, я начала проводить с ними кружок "Народное творчество" Основная цель кружка.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Фотоотчёт «Народное творчество»Фотоотчёт «Народное творчество» [Фотоотчёт по теме «Народное творчество» в группе «Солнышко»b][/b] Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой.

Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 1Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 1 Художественное творчество – это самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста, который включает в себя аппликацию, лепку.

Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 2Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 2 Рисование – один из самых простых способов формирования у ребёнка воображения, усидчивости и любознательности. Пусть у самих родителей.

Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 3Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 3 Художественное творчество имеет большие возможности для формирования умственных, творческих способностей детей дошкольного возраста,.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Народное творчество. Тряпичные куклыНародное творчество. Тряпичные куклы Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой. Задачи: 1. Изучение истории возникновения народной тряпичной.

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народное творчество в жизни дошкольников»
Опубликовано: 4 мая 2022 в 07:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД