наталья федорова
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры как средство духовно- нравственного воспитания
Духовно- нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется трудностями, которые сложились в обществе. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья.
Публикация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
Духовный кризис характеризующийся бездуховностью и безнравственностью, явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х годов 20 века. Это связано прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания.
Перспективы в работе с детьми заключается в том, что бы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща народу.
Русский философ И. А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего.»
Для того, чтобы возродить духовную нравственность, необходимо заниматься с раннего дошкольного возраста, именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственности. Дети с раннего возраста должны знать, историю народа своей родины. Вложить в детей любовь к традициям своего народа можно через игры.
Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, с народной педагогической и эстетическими взглядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Большое влияние на игры, в частности на их хороводные формы, оказала народная мифология, способствовавшая обогащению их соответствующими выразительными средствами : драматизированным действием, пантомимой, танцами, словесным диалогом, песней звукоподражанием.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные игры связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества общественные и семейные обряды и заклинательные песни порождались трудовой практикой. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. К сожалению, с разрушением села, катастрофическим уменьшением сельского населения народные игры, как в целом и вся народная культура, подходят к своей последней черте, а ведь нравственность своими корнями уходит в село. Нужно преследовать цель не дать исчезнуть из памяти народа творениям им же созданным, продолжить их жизнь с молодым поколением, доказать, что древние корни при заботливом уходе за ними могут пустить новые побеги.
Задача через народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами положить основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности