Лучший педагог года

Народные праздники «Пришла коляда, отворяй ворота» (подготовительная к школе группа)

Галина Ильюшкина
Народные праздники «Пришла коляда, отворяй ворота» (подготовительная к школе группа)

Цель: Формировать представление о литературном наследии Калужского края у детей старшего дошкольного возраста;

Программное содержание:

• Знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством;

• Развивать у детей чувство юмора через стихотворения калужской поэтессы Ольги Тимохиной, научить практически использовать его;

• Продолжать развивать речь детей, ввести в активный словарь выражения: «Мир Вашему дому», «Спасибо этому дому, пойдем к другому», «Добро тому, кто в этом дому»;

• Вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора;

Публикация «Народные праздники „Пришла коляда, отворяй ворота“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

• Увлечь детей яркостью, красотой, звдором, мудростью устного народного творчества;

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству Калужского края.

Помещение украшено в русском народном стиле. У боковой стены – фрагмент избы (печка, сундук, лавки, окно, дверь). С противоположной стороны стоят два дома. Дети одеты в русские народные костюмы. Ведущая (воспитатель) приветствует всех собравшихся и приглашает в деревню на зимние посиделки.

Ведущий (обращаясь к хозяевам)

Расходитесь по домам,

Скоро будут гости к вам.

Хозяева домой ( их роли исполняют родители воспитанников) расходятся по домам.

Ведущий

Как хороша зимой Калуга!

Стоят весёлые дома

В пушистых шапках друг за другом,

Как сказочные терема.

( «Зима в Малинниках» Ольга Тимохина)

Ведущий

Ой, по улицам Калуги

Разгулялись нынче вьюги.

Снег на землю стелется,

Кружится метелица

С тощею котомкой –

Белою позёмкой.

( «Метелица» Ольга Тимсохина)

Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» дети в масках змейкой входят в группу, у последнего в руках мешок для угощения. Останавливаются возле первой избы:

Дети ( поют колядку)

Коляда, коляда на кануне рождества,

Тетенька-добренька,

Пирожка бы сдобненька,

Не режь, не ломай, поскорее подавай

Двоим-троим, давно стоим,

Печка-то топится, пирожка-то хочется

Тук-тук-тук.

Хозяйка 1-й избы

Кто там?

Дети : это мы, колядовщики.

Хозяйка 1-й избы

Здравствуйте, гости дорогие.

Дети: Здравствуй, хозяюшка

1-й ребенок : Позвольте в горенку зайти

2-й ребенок: В горенку зайти, да на лавочку сесть.

3-й ребенок : На лавочку сесть, да песенку спеть.

Хозяйка 1-й избы

Проходите гости дорогие. ( дети проходят, садятся на стульчики, поют песенку)

Коляда, коляда, подавай пирога,

Дай блин, дай кишку, свиную ножку

Всем понемножку.

Неси не тряси, давай не ломай.

4-й ребенок : Чем вы нас хозяюшка подарите?

5-й ребенок: Кувшин молока, или кусок пирога?

6-й ребенок: Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?

Хозяйка 1-й избы

Ах, вы, хитрые ребятки, не играли и не пели, угощения захотели. Поиграйте со мной в игру «Я золото хороню» (игра Калужской области).

Я золото хороню

Игроки образуют круг. Хозяйка становится в середину круга. Она ходит по кругу, затем незаметно одному из игроков кладет в руку «перстенек» и приговаривает:

Я золото хороню,

Прихораниваю.

Моё золото пропала,

В чистом серебре запало,

Призаиндевело.

Молодай-ка,

Отгадай-ка,

У кого мой перстенек?

На кого из участников игры пало последнее слово этой приговорки, тот должен отгадать, у кого находится «пестенек». Отгаданный становится водящим. ( игры района «Малинники»)

7-й ребенок: Будете нас дарить – будем вас хвалить.

8-й ребенок: А не будете нас дарить – будем вас корить.

Хозяйка 1-й избы: Дам еще заданье я, песню спеть мои друзья.

(дети надевают атрибуты к песне «Лапти»)

Инсценировка песни «Лапти»

(после песни дети садятся на места)

Хозяйка 1-й избы: Ну, спасибо, гости дорогие, порадовали, подходите, получите угощенье, (ребенок с мешком подходит за угощеньем)

Дети; Спасибо этому дому, пойдем к другому.

Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» дети змейкой идут ко второму дому, становятся полукругом, поют колядку:

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Дай блин, дай кишку,

Свиную ножку.

Всем понемножку

Неси – не тряси,

Давай – не ломай. (стучат – тук-тук-тук.)

(хозяйка замешкалась, не открывает)

Ребенок : Хозяин с хозяйкой слезайте с печки, зажигайте свечки.

Ребенок: Открывайте сундучок – вынимайте пятачок(хозяйка опять не выходит)

Ребенок: не дашь пирога – мы корову за рога.

Ребенок: Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.

Хозяйка 2-й избы: Ага, не плясали и не пели – угощенья захотели. Погодите же постойте, песенку сначала спойте.

Дети поют песню «Патоку с имбирём»

После песни дети на места. Звучит музыка, появляется ещё один колядовщик – черт, одетый в тулуп и шаль

Черт:

Коляда, коляда

Дай кусок пирога,

Или хлеба ломатину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Или сена сноп,

Или вилы в бок!

Ведущий: Это кто к нам пришел?

Черт:

Я дочь боярская.

Походка царская,

На шее жемчуга,

А в кармане пустота.

Подавайте угощения!

Ведущий: Не давайте ему хозяюшка ничего.

Черт: это почему же?

Ведущий: Пусть сначала с нами поиграет.

Черт: давайте поиграем. А во что играть будем?

Ведущий: Давайте поиграем в «Жмурки», ( обращаясь к гостю) тебе водить. ( завязывает ему глаза, раскручивает)

Игра «Жмурки»

• Дочь боярская, на чем стоишь?

• На мосту.

• Что продаешь?

• Квас.

• Лови мышей, а не нас.

Игра проводится три раза. Поймав ребенка, черт называет его смешным именем.

Фекла – щеки красные, как свекла.

Прошка – на голове картошка.

Лукерья – на голове перья.

Кондрат – на штанах сто заплат

( последний раз черт ловит взрослого)

Это, что за каланча

Кусая сажень в плечах.

На ногах то лыжи

А больше ничего не вижу.

После игры дети садятся на места

Черт: Ой, что то упарился (снимает тулуп и шаль, все видят, что это черт)

Ведущий: Ребята, да ведь это же черт! Давайте его прогоним?

Дети: Уходи, черт, уходи.

Черт: Не прогоняйте меня.

Ведущий: Подождите. Ребята, а вы знаете, черт ведь не настоящий, он тоже ряженый, как и вы. (обращается к черту) Черт, а, черт, спой нам песенку?

Черт: Песенку? Сейчас подумаю, вспомню…. Ну вот, вспомнил тут одну: жили у дедуси два зеленых гуся…. (дети смеются)

Ой, что то не так. Сейчас, сейчас….

Жили у бабуси два веселых гуся

Один желтый, другой синий…. ( дети опят смеюьтся)

( обиженно)

Ну вот, не помню я её. Не помню…

Ведущий: Ребята, черт эту песенку забыл, а вы её помните. Давайте споем её все вместе.

Песня «Жили у бабуси»

Хозяйка 2-й избы: Молодцы, Славно мы сегодня повеселились. Много добрых слов услышали. Богато надо и одарить. Подходите за угощением.

Дети : (берут угощение) Спасибо этому дому, пойдем к другому.

Дети Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» идут к дому № 3, поют колядку. Черт незаметно уходит.

Коляда, коляда накануне рождества,

Тетенька – добренька,

Пирожка бы сдобненька,

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай.

Двоим, троим, давно стоим,

Печка то топится, пирожка то хочется. (стучатся) тук-тук-тук.

(Никто не отвечает)

Ведущий: Где же хозяева?

Домовенок Кузя : здесь

Ведущий: Кто это?

Домовенок Кузя: Кто, кто – хозяин.

Ведущий: Какой, такой хозяин?

Домовенок Кузя: Хозяин этого дома, домовой значит – Кузенькой меня зовут.

Ведущий: Вот, ребята, какой здесь хозяин необыкновенный.

Домовенок Кузя: Сижу. Сижу я здесь за печкой, думаю, слушаю, как вы веселитесь, играете. Смотрю, чертенка не прогнали. Думаю, может, и меня не прогоните. Скажите, можно и мне с вами поиграть, поздравить с праздником, пожелать добра, радости нашему общему дому.

Ведущий: Спасибо тебе за пожелания, Кузенька, конечно проходи к нам.

Домовенок Кузя: не обидете?

Ведущий: Не обидим. (Кузя проходит к детям)

Домовенок Кузя: А что песен не слышно, плясок не видать. Тоже хочется ведь поиграть, косточки поразмять, засиделся на печи.

Ну, давайте поиграем?

Ведущий: А во что играть то будем?

Домовенок Кузя: Есть у меня одна игра, мы в неё с моим дедушкой Семаком играем. Выходите ребята и родителей своих приглашайте. Будем все вместе играть.

Проводится игра Калужской области «Дедушка Семак»

После игры все садятся на места

Домовенок Кузя: Ох, разрумянился, заморился, посижу, отдохну.

Ведущий: Посиди, отдохни, Кузенька, послушай коротенькие диалоги. (для диалогов подобраны стихотворение Калужской поэтессы Ольги Тимохиной).

Бабушка и внук

- Как ты смог достать мой нос?

- Что ж ты удивилась?

Просто я уже подрос,

А ты приземлилась!

Неправильный сон

Говорил дед внучке Лиде:

- Я видал тебя во сне!

- Вовсе ты меня не видел!

- Почему не веришь мне?

-Без очков ты лег в кровать,

Что же мог ты увидать!

Кто был кем?

- Это правда. Мама, -

Спрашивала Яна,-

- Что когда то люди

Были обезьяны?

- Правда

– И бабуля?

- Да!.

- И дед Серёжа?

- да.

-И, ты, мамуля?

-Да.

- А я?

- Ты тоже.

- Я была макака.

А, ты. Кто? Горила?

Мама, а ты фотки эти сохранила?

Домовенок Кузя: Ой, спасибо ребятки. Наигрался, насмеялся, подходите, получайте угощения, заслужили. ( ребенок у которого мешок, подходит за угощением)

Дети: Спасибо.

Ребенок: За привет, за угощенье, вы примите поздравленья!

Ребенок: добро тому, кто в этом дому.

Ребенок: вам и каша густа, вам и мёд на уста.

Ребенок: вам и плюшки с молоком, ребятишек полон дом.

Ведущий: Вот и солнце закатилось,

Вечериночка закрылась.

Мы гостей к столу зовем.

Угощенье подаем!

Чаепитие .

Публикации по теме:

«Русский фольклор» Одной из основных задач, над которыми я работаю, является приобщение детей к духовно – нравственным идеям по средствам русского народного.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Истоки русской народной культуры» Вид проекта: информационно-творческий, ребёнок, общество и культура; групповой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети старшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники «Пришла коляда, отворяй ворота» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 17:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД