Папки-передвижки

Нарушения голоса. Дисфония. Афония. Фоностения

Анна Новикова
Нарушения голоса. Дисфония. Афония. Фоностения
▼ Скачать + Заказать документы

Голос является неотъемлемым компонентом вербального общения и важной функцией нашего организма.

Понятие «голос» подразумевает набор различных звуков, возникающих при колебании голосовых складок. Источником звука является гортань.

Высоту звука определяет уровень колебаний, который воспринимается органами слуха. Чем чаще колеблется воздух, тем выше звук.

Публикация «Нарушения голоса, Дисфония, Афония, Фоностения» размещена в разделах

Силу голоса измеряют в децибелах, зависит их уровень от амплитуды колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем сильнее голос. Если связь между натяжением связок и давлением в лёгких нарушена, то голос меняет или вовсе теряет своё звучание.

Тембр, в свою очередь, характеризует состояние голоса. Он отражает акустику звуков. Все они разделяются на основной тон (определяющий высоту звука) и высокой частоты обертонов. Чистота обертонов превышает основной тон голоса. Их возникновение обусловлено тем, что голосовые складки колеблются не всей длиной, а отдельными частями, которые и определяют тембр.

Весомое значение в голосе имеет его подача. Выделяют три типа звуковой атаки:

Придыхательная – лёгкий выдох, после которого голосовые складки смыкаются и начинают колебаться;

Мягкая – когда выдох и смыкание голосовых складок совпадают;

Твёрдая – после смыкания голосовых складок, происходит выдох, который заставляет их колеблются.

У детей голос развивается по следующим этапам:

До 7 лет – дошкольный: фонация звуков происходит из-за натяжения голосовых складок, потому что гортанные мышцы ещё слабые. Диапазон звучания в этот период составляет 5-6 нот.

До 13 лет – домутационный: период завершения формирования рецепторного аппарата гортани. Юный голос постепенно меняется и расширяется до 11-12 нот.

До 15 лет – мутационный

До 17 лет – послемутационний

К сожалению, среди детей распространяется проблема нарушения голоса. Это проявляется в расстройстве фонации звуков, вследствие патологий. Вызвана проблема развитием реаниматологии – спасая жизнь ребёнку, врач может вызвать осложнения, которые повлияют на голос.

РАЗНОВИДНОСТИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

По степени сохранности голоса выделяют две группы : афония и дисфония.

При афонии голос теряется полностью, пациент может общаться только шёпотом. А при дисфонии – частично : нарушается чистота, сила и тембр. Сопровождается дисфония хрипотой, осиплостью, реже – кашлем и затруднённой речью.

Оба заболевания могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. При своевременной терапии – легко поддаются лечению, самостоятельно не пропадают.

Причинами возникновения проблем с голосом могут стать пыль, вредные привычки, инфекционные заболевания дыхательных путей, ларингит, операции на органах шеи, ДЦП, психологические факторы.

Нарушения классифицируют согласно следующим причинам:

Центральные органические нарушения (параличи гортани) – проявляется при травмировании коры головного мозга, часто сопутствует детскому церебральному параличу.

Центральные функциональные нарушения – возникает при большом стрессе или при других психотравмирующих обстоятельствах. Афония такого типа протекает длительно, а после лечения вероятны рецидивы.

Периферические органические нарушения – возникают после ларингита, тяжелых операций по удалению опухолей, при парезах и рубцовых изменениях голосового аппарата, а также при параличе гортани.

Ларингит опасен тем, что меняет слизистую, чем сопутствует к поражению нерв и мышц гортани и стойкому дефекту голоса, который сопровождается болью. Голос теряет свою силу и звучность, появляется утомляемость, вплоть до полной неспособности говорить.

После инфекционных поражений или других травм гортани – образовываются периферические парезы и параличи, которые сбивают дыхание и нарушают голос.

Опухоли – являются одной из самых распространённых причини нарушения голоса. Большое скопление папиллом зачастую наблюдается у детей, опухоли накапливаются в гортани, а после удаления могут рецидивировать.

Органические периферические нарушения голоса могут иметь врождённый характер, к таким относят:

Порок развития гортани - у пациента нарушена структура хрящевой ткани, обвисает надгортанник, соответственно вход в гортань не открывается полностью;

Подголосовой стеноз гортани – голосовые складки недоразвиты, стенозу сопутствует кашель, отдышка и хрипы;

Врождённый порок развития гортани – нарушение функций гортани, которая возникает ещё в утробе матери.

Периферическое функциональное нарушение - является следствием переутомления голоса, по причине инфекционных заболеваний или неправильной постановки голоса. Отсутствуют воспаления и анатомические изменения, легко поддаётся лечению.

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Начать восстанавливать голос, необходимо как можно раньше, чтобы избежать патологий. При лечении выделяют две задачи – выявление компенсаторных возможностей организма и ликвидация патологий.

Для осуществления этого необходимо:

1. Стимуляция мышц и нервов гортани;

2. Предотвратить развитие вторичных дефектов;

3. Работа с психотерапевтом;

4. Восстановление фонации;

5. Координация дыхания.

Для лечения проблем с голосом существуют следующие этапы:

• Общение с психотерапевтом;

• Коррекция дыхания;

• Тренировка мышц гортани, с помощью фонопедических упражнений;

• Закрепление исправленной фонации.

Перед занятиями важно наладить взаимопонимание с пациентом, чтобы определить, что влияет на его настроение и поведение. Это позволит выбрать правильную тактику в предстоящей работе. На первом занятии объясняется сущность нарушения и этапы лечения. Механическое повторение заданий не исправит ситуацию, поэтому стоит замотивировать пациента, объяснив, что патологию несложно исправить.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ

После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.

Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.

Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинё нный выдох:

Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:

1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;

2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;

3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;

4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;

5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;

6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;

7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;

8) Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.

Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.

Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:

1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;

2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;

3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;

4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;

5) Надуйте щёки;

6) Достаньте кончиком языка нёба;

7) Поднимайте нёбо при зевке.

Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.

При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция с произношения буквы (м), что позволяет установить правильную фонацию.

Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.

Упражнение 2. Сначала проговорите один звук (м), после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.

Упражнение 3. Произнесите следующие слоги:

- ма-ма на-на;

- ма-мо на-но;

- ма-му на-ну и так далее.

Упражнение 4. Произнесите следующие слоги:

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана и так далее.

Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию.

Упражнение 5. Проговорите звук (й) в сочетании с гласными

Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук (й) продолжительно: ай. яй., ой. ей., уй. юй., эй. ей.

После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе.

Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом, после самостоятельно.

Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.

В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.

Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.

Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ КОРТАНИ

Если ребёнок перенёс несколько операций, вследствие чего, образовались рубцы в гортани – стоит начинать лечение с коррекционной работы над дыханием, восстановить голос и исправить звукопроизношение.

Вызвать голос у пациента с рубцами и афонией – сложнейшая задача в коррекционных занятиях. Чтобы получить звук подбирается любой звонкий согласный. Например – (м) и (ж), эти слоги фрмируются при стоне, мычании и жужании. Чтобы закрепить прогресс выполняют вокальные упражнения.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

В случае фоноастении, для оперативного восстановления важно найти причину возникновения. Если проблема возникла, в следствие постоянного форсирования, нужно урегулировать речевую нагрузку и избегать психотравмирующих моментов.

Фоноастения протекает без охриплости, поэтому нагружать голосовой аппарат не стоит, проводите тренировки с минимальной нагрузкой. Чтобы определится с правильной позицией, во время фонации – постарайтесь произносить звук (м) как можно продолжительнее.

Чтобы возобновить голос при гипо- или гипертонусных нарушениях – необходимо работать над установлением дыхательной опоры. Важно активизировать голос при гипотонусных расстройствах и восстановить координацию. Как только дыхание удается наладить, переходят к выполнению комплекса Б. За ним следует комплекс голосовых упражнений в обычной последовательности.

При гипертонусных нарушениях используется придыхательная атака звука. Она расслабляет мышечный тонус. Для этой цели выполняют упражнения для дыхания комплекса А:

Сядьте прямо на стуле и повторяйте:

1) Вдыхайте и выдыхайте носом, имитируя стоны;

2) Вдыхайте носом и выдыхайте ртом, со звуком а;

3) Вдыхайте ртом и выдыхайте носом, имитируя стон;

4) Вдыхайте носом, а выдыхайте продолжительно носом, имитируя в конце усиленный стон;

5) Вдыхайте носом, выдыхайте ртом с неплотно сжатыми губами, произнося глухо звук в;

6) Вдыхайте носом, выдыхайте носом толчками, имитируя прерывистый стон.

Стоит в комплексе с этими упражнениями проводить массаж шеи для расслабления мышц. Таким образом, данный комплекс подготовит голосовой аппарат к фонации и произнесению громкого полнозвучного м. После образования полноценного «мычания» дальнейшие упражнения затруднений не вызовут.

Восстановить голосовой аппарат при афонии психогенно-функционального типа – очень сложная задача. После прохождения тщательной подготовки с психотерапевтом приступают к выработке звучности в голосе. При данной проблеме, проще проявить голос, с помощью кашлевого рефлекса и введением его в следующие слоги: ка, ко, ку, ки, ке, а затем – как, кок, кук, кик, кек и т. д. Так называемое «жужжание», тоже окажет позитивное влияние на реабилитацию. Для этого проговаривайте следующие слоги: жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Чтобы избежать расстройств и проблем с голосом, нужно воспитывать и оберегать голос с самого детства. Каждый учитель знает, что детский голосовой аппарат слаб, поэтому форсирование может нанести огромный вред. Основной профилактикой предупреждения таких проблем, является диафрагмальное дыхание и мягкая атака голосоподачи.

Для профессий, где постоянно используется голос, необходимо соблюдать ограничения в курении, алкоголе, не переусердствовать с горячей или наоборот, сильно охлаждённой пищей, потому что всё это раздражает слизистую гортани и вызывает воспаления. Простуды также негативно влияют на голосовой аппарат, в частности, когда люди продолжают напрягать голос.

Во время завершения восстановления голоса, не стоит забывать о профилактике. Важно продолжать наблюдение у логопеда, чтобы контролировать состояние голосовых связок.

По завершению восстановления, пациенты получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Чтобы предотвратить вероятнось рецидивов, нужно соблюдать профилактические меры и регулярно наблюдаться в диспансере, эти мероприятия обеспечат устойчивость достигнутых результатов.

Публикации по теме:

«Обсуждение» и «Голоса»«Обсуждение» и «Голоса» Сегодня мы внесли изменения на сайт добавив две небольшие ссылки в меню пользователя. Первая ссылка ведет на страницу, где можно увидеть.

«Развиваем речевое дыхание». Игры для постановки речи и голоса«Развиваем речевое дыхание». Игры для постановки речи и голоса Уважаемые коллеги! Давайте поговорим о том,какие игры помогут в постановке речи и голоса. Для чего это нужно? Бывает,что малыш говорит на.

Детский мастер-класс «И птичьи повсюду звенят голоса»Детский мастер-класс «И птичьи повсюду звенят голоса» Вот и к нам пришла весна. Мы просыпаемся от веселого перезвона капели за окном и птичьего концерта. Чирикают, щебечут на солнышке птицы,.

Всемирный день голоса в детском садуВсемирный день голоса в детском саду 16 апреля – Всемирный день голоса, вот и я со своими ребятами решила провести этот день, проведя несколько мероприятия про голос. Беседа.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нарушения голоса. Дисфония. Афония. Фоностения
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 12:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушения голоса. Дисфония. Афония. Фоностения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Новикова (УИ 3016518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД