Евгения Запонова
Проект «Пряники» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
По доминирующей деятельности данный проект – информационно-практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее в различных видах детской деятельности, ориентированной на нравственно-патриотические аспекты);
По продолжительности – длительный, рассчитан на 1 год (подготовительная группа);
По количеству и составу участников – групповой (предполагает участие детей и родителей).
Публикация «Проект „Пряники“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Мотивация: На праздник «Ярмарка» наши бабушки принесли для нас угощение – пряники Городецкие, Тульские, мятные. Ваня спросил: «А как делают пряники?»
Дети решили тоже сделать своим родным и близким угощение к празднику.
Актуальность темы обусловлена: познавательным интересом детей к истории русского пряника, интересом детей к профессии пряничника, желанием детей включиться в процесс изготовления подарочных пряников.
Цель: Обеспечить развитие творческого познавательного потенциала детей через их участие в проектной деятельности по ознакомлению с пряничным делом.
Задачи:
Формировать представление об истории пряника, профессии пряничника.
Развивать коммуникативные навыки между детьми и взрослыми.
Обогащать творческие способности при изготовлении подарков.
Мониторинг образовательно-педагогического процесса по теме “Что мы знаем о пряниках” проводила через методы исследования: наблюдения, беседы с детьми, дидактические игры, создание проблемных ситуаций, иллюстрации. Уровень познавательной активности оказался очень низким.
Рассмотрим этапы проекта :
I этап - информационно-накопительный.
На данном этапе формулируется проблема и цель проекта в процессе введения детей в игровую или сюжетную ситуацию, определяются задачи (вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта (это способствует формированию у детей активной жизненной позиции; развивает умение самостоятельно находить интересное в знакомом окружении). Обязательно проводится анкетирование родителей, направленное на изучение запросов родителей, их «ожиданий», установок в отношении данной деятельности, осуществляется информирование родителей о цели, задачах и ожидаемых результатах работы, специфике используемых средств.
Подготовила материально-техническое обеспечение проекта, туда вошли: мультимедийная презентация «История пряника», ноутбук, иллюстративный материал с изображением пряников, продуктов для пряничного теста, иллюстративный материал с изображением трудовых действий пряничников, дидактический игры («Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», д/упр. «Повтори узор» и др., схемы узоров украшения пряников, оборудование для работы (фартуки, головные уборы, скалочки, формочки и др.).
II–этап практический (этап «объединения совместных усилий»).
На этом этапе педагог помогает детям планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленной цели с помощью вопросов: Любите ли вы пряники?
Знаете ли вы, почему пряник назвали пряником?
Что добавляют в пряник?
Какие бывают пряники?
Знаете ли вы самые знаменитые пряники?
Сколько лет прянику?
Как испечь пряник? и др.
Дети объединяются в рабочие группы, определяют объект исследования, распределяют действия, используя схемы-карточки исследования- «Спросить у взрослых», «Сходить в библиотеку», «Узнать в компьютере».
Данная работа осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности, исходя из этого, дети решили:
- сходим на экскурсию в музей
-спросим у родителей и бабушек, о том, что они знают о пряниках и людях, которые их пекут;
-спросим у поваров как сделать пряничное тесто
-почитаем книги
-посмотрим мультимедийную презентацию о пряниках
-сделаем выставку рисунков и поделок.
В результате проделанной работы дети узнали:
-В нашем краю издавна на праздники пекли пряники
-Что такое пряники и почему они так называются
-Люди, которые пекли и продавали пряники, назывались пряничниками
-О продуктах для пряничного теста
-Рецепты пряничного теста
И научились рисовать узоры на печенье сгущенкой, затем сахарной глазурью.
С помощью зубочисток из горошинки делали капельку, листок, звезду и солнышко.
Учились рисовать полосы, дуги и колечки из корнетика – это бумажный или полиэтиленовый кулечек.
Первые прянички- «козули» испекли в технике вырезного теста с помощью формочек к празднику «Коляда» и угощали гостей в нашем детском саду. К 23 февраля мы решили подарить папам пряничные погоны, выполненные в технике вырезного пряника, украшали сами сахарной глазурью. 8 марта - праздник мам. Нашим мамочкам и бабулям мы решили подарить цветы из пряничного теста и расписать их сахарной глазурью. 21 марта в нашем краю празднуют день прилета птиц – в этот день лепят жаворонков, поют заклички весне и дарят друг другу жаворонков, мы изготовили пряники в технике лепного теста, провели праздник «Прилетайте, жаворонушки». «Пасха пришла – весну принесла», говорят в народе. К этому дню готовятся особо: убирают чисто дом, готовят пасху, куличи и красят яйца. Мы яички испекли из пряничного теста и украсили их сахарной глазурью
III Презентационно — завершающий
На этом этапе создается итоговая презентация “Пряники ”
Выставка продуктов детской и совместно с взрослыми деятельности. Из пряничных яичек мы создали композицию «Петушки и прянички» и приняли участие в районном конкурсе «Пасхальный перезвон», где заняли призовое место.
IV.этап. Контрольно-рефлексивный.
Это этап подведения итогов. Мы побывали на празднике «Пасхальный перезвон» и получили дипломы и призы. Теперь мы много знаем о пряниках, пряничном тесте и о сахарных узорах. Скоро мы пойдем в школу и сможем рассказать и показать что такое пряники. Итоговый мониторинг показал, что уровень познавательной активности детей, в результате проделанной работы, повысился.
Таким образом, реализация данного проекта позволяет приобщить дошкольников к историческим, культурным, национальным, фольклорным, этнологическим богатствам родного края, накопить социальный опыт жизни в своей деревне, усвоить принятые здесь традиции, умения и навыки народного пряничного ремесла, взаимоотношений между людьми, приобщиться к миру ее культуры. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет детям осознавать себя живущими в конкретный временной период, в определённых этнокультурных условиях, понять, что их деревня – частица Родины, ощутить в себе чувство гордости за свой край.
Проектная деятельность позволяет привлечь родителей в качестве активных участников совместных мероприятий, что повышает их собственную педагогическую компетентность и эффективность работы по данному направлению.
Предложения по возможному распространению проекта : Проект можно использовать в старшей, подготовительной группе детского сада, в кружковой работе.