Оксана Захаренко
Консультация «Наши современные дошкольники: какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ : КАКИЕ ОНИ?
Захаренко ОА., воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево»
По словам Б. Н. Никитина, чтобы наши дошколята были способными и талантливыми, нужно им помогать делать неуверенные шаги по крутой лестнице творчества, но главное - не опоздать и вовремя помочь. Наверное, во все времена, и скорее всего, у всех народов нашей планеты, дети – это надежда на будущее. Каждый из родителей думает о том, что ребёнок проживёт более интересную жизнь, не совершит ошибок, будет гораздо умнее своих предков. И с каждым годом эта надежда не угасает, а становится всё ярче, ведь наши дети - наше продолжение. Почему же тогда получается так, что одни дети в детстве обладают яркими способностями, как теперь говорят – одарённые, впоследствии с трудом находят себя в жизни, а другие, обладающие весьма средними талантами, становятся выдающимися людьми, добиваются в жизни высоких целей.
Публикация «Консультация „Наши современные дошкольники: какие они?“» размещена в разделах
В былые времена в основу воспитания был положен принцип коллективизма. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО, современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях, оно направлено на развитие личности воспитуемого. Возникла потребность в личностно – развивающем взаимодействии педагогов и дошкольников.
Почему же мы изменили взгляд на воспитание, изменили сущность вопроса, противопоставили «личность» «коллективу».
Дело в том, что сейчас много говорят и пишут об уникальности современных детей : быстрее, чем раньше развиваются: схватывают всё на лету; впитывают большое количество информации; на «ты» с компьютерами и современными гаджетами. Также появляются дети, которые обладают одарённостью в той или иной образовательной области.
Не надо забывать, что и у государства появилась потребность в неординарных личностях, способных перевернуть науку, шагнуть вперёд в ногу с прогрессом и повести за собой таких же одарённых, талантливых людей.
Но с другой стороны, учёные и педагоги разных стран, изучая проблемы «детей Индиго», одарённых детей, говорят о том, что эти новые, обладающие уникальными интеллектуальными способностями дети, уязвимы в плане физического и психического здоровья. Всё больше появляется детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, тревожных, с нарушением эмоционально – волевой сферы.
Исходя, из собственного опыта работы в дошкольном учреждении можно отметить, что сейчас дети 4 – 5 лет могут легко собрать пазлы больших объёмов, легко построить картинку из 12 кубиков, выполняют задания, которые раньше подходили более старшим детям. Даже песни и танцы плавно усложнились и с удовольствием исполняются четырёхлетками. В то же время мы заметили, что в детях выросли агрессивность, желание доминировать, быть всегда первыми, нежелание прислушиваться к чужому мнению. Возросло число детей с нарушением речи, появилось большее количество гиперактивных девочек.
С чем же это связано? Наверное, с тем, что нормой жизненного уклада многих семей является появление нового члена семьи – компьютера. С ним проводят большую часть времени взрослые и дети, а живое общение отошло на второй план. Все учё ные твердят в один голос: агрессия у ребёнка возрастает, если нет телесного и душевного контакта с родителями. Родители забывают, что, взрослея, ребё нок нуждается в общении на равных: «Поделись со мной мыслями, эмоциями! Послушай меня! Пойми меня!». Можно ли дождаться понимания и душевного тепла от компьютера? И как же сделать так, чтобы из этих милых, шаловливых «умников» выросли неординарные, волевые личности?
Наблюдая, можно увидеть интересы и индивидуальные потребности дошкольника. В нашем МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево педагоги среди широкого спектра средств и методов, позволяющих найти верное решение, используют методику Л. В Свирской. Достаточно просто и доступно каждому воспитателю, даже без большого педагогического опыта работы, в процессе систематических наблюдений за ребятами, выявить их запросы.
Далее проводим разъяснительную работу с родителями одарённых детей. Подсказываем способы реагирования и направления развития, советуем методы работы, соответствующую литературу.
Важна роль и самого воспитателя, владеющего знаниями дошкольной педагогики и психологии, приёмами работы с неординарными личностями. Как мы уже упоминали ранее, такие дети нуждаются в понимании и терпении: «умную» голову часто сопровождает расторможенное поведение. Работая в этом направлении, педагоги активизируют индивидуальную и кружковую работу по разным направлениям: изодеятельность, экология, литература, конструирование, театрализованная деятельность. Каждый воспитатель выбрал себе близкое направление и разработал план работы кружковых занятий. Например, мы предложили нашим детям неординарный подход к изодеятельности: нетрадиционные техники рисования. Дети рисуют не только карандашами, но и мятой бумагой, поролоном, пуговицами и т. д.
Дети в лаборатории проводят разнообразные опыты, умеют организовывать свою работу по интересам, экспериментируют.
Подводя итоги, хочется закончить словами В. А. Сухомлинского:
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».