Марина Семенова
Настольные игры для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Настольные игры для младших дошкольников
Файл kartoteka_didakticheskih_nastolno-pechatnyh_igr_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx 32.18 КБ
Картотека дидактических
настольно-печатных игр
(ранний возраст)
Введение
К настольно-печатным играм можно отнести игры с картинками. Такие игры необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Это играет стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и др. Развитие символической функции мышления ребенка опирается на опыт использования предметов заместителей (например, вместо градусника — палочка, вместо мыла — кубик и т. д., а также картинок, изображающих реальный предмет, языковых знаков в игре и общении. При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывести ребенка на уровень символического замещения (ведь сам предмет не присутствует, а имеется лишь его изображение, в котором следует узнать предмет и назвать, что способствует формированию речевого мышления.
Публикация «Настольные игры для младших дошкольников» размещена в разделах
Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок, сочетающейся со словом (название изображения). Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нём знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания, например, на выбор, идентификацию, дифференцировку или группировку изображений.
Для того, чтобы малыш узнал предмет на картинке, у него должен возникнуть образ воспринимаемого предмета и хотя бы начальное представление о нем. Исходя из сказанного, становится понятным, почему маленьким детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч, огурец, матрешка, ведерочко и т. п., так называемые предметные картинки.
При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по контуру, называет изображенный предмет, побуждает к словесному повторению.
Начало работы с картинкой связано с необходимостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета.
Первые занятия проходят с сопоставлением реального предмета и его изображения на картинке.
Следующим этапом работы будет показ картинки без предмета с целью узнавания и называния его в изображении.
Этот этап работы имеет свою последовательность:
показ одной картинки с называнием;
последовательный показ двух картинок с их называнием;
одновременный показ двух картинок с их называнием;
выбор одной из двух по показу («Дай такую же») с называнием;
выбор по слову («Дай мне картинку, где нарисован мяч», «А где нарисована матрешка?») из двух картинок одну.
Желательно рассматривание, сравнение картинок сопровождать сюжетным рассказом. (Например, рассматривая картинки с петушком и уточкой, вначале обращают внимание на внешние различия: у петушка — гребешок, «шелковая бородушка», а у уточки его нет; уточка плавает, а петушок не умеет плавать, но «голосисто поёт, деткам спать не дает» и т. п.).
На третьем году работа с картинками значительно усложняется. Картинки используются для введения в речевую практику существительных собирательного значения: «одежда», «игрушки», «посуда» и т. п. Используются картинки, на которых изображены соответствующие предметы, сгруппированные по признаку функционального использования (ложка, тарелка и чашка для еды).
Малышам предлагаются картинки, на которых изображены домашние животные, живущие рядом с человеком. Ознакомление с картинками этого сериала желательно проводить после наблюдений за животными в жизни. Поэтому работа строится от более «близких» к более «дальним». Например, вначале следует показать на картинке кошечку, собачку, петушка, а затем уж коровку, лошадку и т. д.
Дети третьего года знакомятся не только с животными, но и их детенышами. Детям предлагаются для сравнения картинки, где изображены наиболее заметные отличительные признаки животных (например, у коровы рога, а у лошади их не бывает; у теленка маленькие рожки, а у жеребенка их нет и т. п).
К концу 3-го года жизни детям предлагаются реалистические картинки, изображающие лесных обитателей (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж и т. д.). Такие занятия могут проходить в сюжетно-игровой форме, например, «Кого мы встретили в лесу?».
Картотека дидактических настольно-печатных игр
(ранний возраст)
Карточка № 1
«Грибочки по местам»
Цель:
а) Закреплять с детьми основные цвета.
б) Развивать мелкую моторику рук.
Карточка № 2
«Спрячь мышку»
Цель:
а) Познакомить детей с правилами игры.
б) Находить цвета по принципу «такой – не такой».
в) Умение узнавать и называть цвет.
Карточка № 3
«Разноцветные бусы»
Цель:
а) Учить чередовать предметы по цвету.
б) Называть геометрическую форму.
в) Закреплять основные цвета.
Карточка № 4
«Матрёшки»
Цель:
а) Учить различать предметы по размеру (большой, поменьше, маленький).
б) Находить предметы такого же цвета.
в) Узнавать и называть основные цвета.
Карточка № 5
«Веселый клоун»
Цель:
а) Умение узнавать и называть предметы по форме.
б) Развивать воображение, сообразительность, логическое мышление.
в) Закреплять основные цвета.
Карточка № 6
«Цветовое лото»
Цель:
а) Учить узнавать и называть круг.
б) Закреплять основные цвета.
в) Развивать мелкую моторику.
Карточка № 7
«Залатай одеяльце»
Цель:
а) Учить по форме находить сходства геометрических фигур.
б) Закреплять знания геометрических фигур.
в) Развивать мелкую моторику.
Карточка № 8
«Цвета»
Цель:
а) Учить различать основные цвета.
б) Уметь находить на рисунке определенные цвета.
в) Закреплять обобщающие понятия:растения, игрушки, животные
г) Развивать мелкую моторику.
Карточка № 9
«Вертушки»
Цель:
а) Учить детей полноценно дышать.
б) Упражнять детей в глубоком вдохе через нос, сильном продолжительном выдохе через рот.
в) Узнавать и называть геометрические фигуры.
г) Закреплять основные цвета.
Карточка № 10
«Собери цветок»
Цель:
а) Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой».
б) Подбирать одинаковые по цвету лепестки.
в) Находить лепестки определенного цвета, развивать внимание.
г) Закреплять знания основных цветов.
Карточка № 11
«Большие – маленькие»
Цель:
а) Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров.
б) Учить различать большие и маленькие предметы.
в) Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат).
г) Закреплять знание красного и желтого цвета.
Карточка № 12
«Одень куклу»
Цель:
а) Знакомить с названиями разных видов одежды.
б) Учить узнавать и называть разные виды одежды.
в) Учить находить одежду соответственно времени года.
Карточка № 13
«Картинки половинки»
Цель:
а) Учить детей из двух частей составлять целое, развивать внимание, сообразительность.
б) Упражнять в умении находить похожие картинки и сравнивать их между собой.
в) Побуждать детей описывать картинки, указывать признаки сходства и различия между парными картинками, развивать связную речь.
Карточка № 14
«Не мешайте мне трудиться»
Цель:
а) Уточнить представления детей о трудовых действиях взрослых и детей.
б) Учить правильно называть эти действия.
в) Упражнять в подборе к глаголам соответствующих существительных.
г) Побуждать детей использовать в речи глаголы.
Карточка № 15
«Расставь по местам»
а) Учить узнавать и называть геометрические фигуры.
б) Определять на что они похожие, развивать воображение.
в) Закреплять основные цвета.
Карточка № 16
«Собери шарик»
Цель:
а) Учить собирать целое из двух частей.
б) Упражнять в умении видеть половинки одинакового цвета.
в) Закреплять основные цвета.
Карточка № 17
«Кто что делает?»
Цель:
а) Формировать представления о профессиях.
б) Учить называть действия, изображенные на картинке.
в) Называть предметы помощники в той или иной профессии.
г) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Карточка № 18
«Один – много»
Цель:
а) Учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа.
б) Составлять небольшие предложения, развивать речь.
в) Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.
Карточка № 19
«Времена года»
Цель:
а) Закрепить с детьми знания времен года.
б) Называть приметы разных времен года.
в) Учить детей правильно называть предметы одежды, сопоставлять их с погодой на улице.
г) Забавы детей в разные времена года.
Карточка № 20
«С какого дерева листок?»
Цель:
а) Учить детей узнавать и называть деревья.
б) Узнавать дерево по форме листа.
в) Закреплять знания плодов ореха, березы, туи, клена, ели, дуба.
Г) Закреплять основные цвета.
Карточка № 21
«Фрукты»
Цель:
а) Учить детей узнавать и называть фрукты.
б) Закреплять основные цвета.
в) Определять форму.
Карточка № 22
«Овощи»
Цель:
а) Учить детей узнавать и называть овощи.
б) Закреплять основные цвета.
в) Определять форму.
г) Что из них можно приготовить.
Карточка № 23
«В зимней столовой»
Цель:
а) Учить детей узнавать и называть знакомых птиц.
б) Закреплять знания детей о зимующих птицах.
в) Развивать умение подражать их поведению, расширять словарный запас.
Карточка № 24
«Чей малыш?»
Цель:
а) Познакомить с названиями домашних птиц и их детенышей.
б) Познакомить с названиями домашних животных и их детенышей.
в) Способствовать развитию у детей представлений об окружающем мире.
г) Расширять словарный запас.
Карточка № 25
«Найди маму»
Цель:
а) Закреплять знания домашних животных и их детенышей.
б) Умение соотносить животное и его детеныша.
Карточка № 26
«Поймай рыбку»
Цель:
а) Развивать координацию движений руки, ловкость.
б) Называть цвета и форму рыбок.
в) Определять настроение (грустное, веселое).
Карточка № 27
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель:
а) Учить детей отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов.
б) Способствовать развитию речи как средства общения.
в) Учить детей оценивать поступки других людей.
г) Воспитывать желание оказывать помощь.
Карточка № 28
«Протолкни круглый предмет»
Цель:
а) Формировать у детей представление о форме предметов.
б) Развивать зрительно- двигательную координацию.
в) Воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям.
Карточка № 29
«Застегни пальто»
Цель:
а) Упражнять мелкие мышцы пальцев.
б) Побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя.
в) Воспитывать аккуратность и внимание.
Карточка № 30
«Плыви, кораблик»
Цель:
а) Формировать у детей навыки владения палочкой- крючком.
б) Развивать координацию движений кистей рук.
в) Воспитывать настойчивость, желание достичь цель, вызвать чувство радости от полученного результата.
Карточка № 31
«Завяжи шарф»
Цель:
а) Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
б) Побуждать завязывать шарф двумя руками.
в) Воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата.
Карточка № 32
«Прокати лошадку»
Цель:
а) Формировать у детей ориентировку в помещении
б) Развивать слуховое восприятие
в) Узнавать лошадку среди других игрушек
г) Произносить упрощенные слова: но- но, иго- го, на, пей, лошадка.
Карточка № 33
«Шнуровка»
Цель:
а) Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.
б) Воспитывать аккуратность.
Карточка № 34
«Отгадай, как зовут»
Цель:
а) Развивать у детей слуховое восприятие.
б) Совершенствовать навык звукоподражания.
в) Воспитывать внимательность.
Карточка № 35
«Помоги одеть куклу»
Цель:
а) Познакомить детей с величиной предмета, путем сравнения однотипных предметов разного размера.
б) Развивать зрительное восприятие.
в) Воспитывать аккуратность.
Карточка № 36
«Найди по звуку»
Цель:
а) Формировать слуховое восприятие.
б) Развивать ориентировку в пространстве.
в) Отрабатывать правильное произношение звуков «пи-пи».
г) Воспитывать положительный интерес к занятиям.
Карточка № 37
«Протолкни фигуру»
Цель:
а) Формировать навык пользования палочкой, как орудием в новых условиях – при выталкивании игрушек.
Карточка № 38
«Кто как разговаривает»
Цель:
а) Формировать слуховое восприятие.
б) Развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам.
Карточка № 39
«Что звучит?»
Цель:
а) Совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток).
б) Называть предмет и действие с ним.
в) Развивать внимание.
Карточка № 40
«Бей, барабан»
Цель:
а) Совершенствовать слуховую сосредоточенность.
б) Побуждать детей употреблять вспомогательный предмет – палочки.
в) Развивать координацию движений рук, умение контролировать их зрительно.
Карточка № 41
«Кто в домике живет?»
Цель:
а) Формирование речевого слуха.
б) Развитие собственной активной речи.
в) Совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям.
Карточка № 42
«Кто в гости пришел?»
Цель:
а) Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.
б) Развивать организованность и самоконтроль.
в) Воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам.
Карточка № 43
«Кто как ходит?»
Цель:
а) Упражнять детей согласовывать свои движения со словами.
б) Развивать слуховое восприятие.
в) Воспитывать дружеские и партнерские отношения со сверстниками.
Карточка № 44
«Что звучит?»
Цель:
а) Приучать детей ориентироваться в пространстве по звуку.
б) Определять на слух.
в) Двигаться по направлению звука, где раздался звук.
г) Называть звучащий предмет.
Карточка № 45
«Как снежок падает»
Цель:
а) Вызвать у детей радость от восприятия белого снега.
б) Показать, как он красиво ложится на ветки деревьев, на кусты.
в) Развивать двигательную активность.
г) Воспитывать любовь к окружающей природе.
Нанизывание
Карточка № 46
«Собери пирамидку»
Цель:
а) Побуждать детей выполнять цепь последовательных действий.
б) Развивать более точные, координированные движения рук.
в) Воспитывать внимательность и аккуратность.
Карточка № 47
«Собери башню 2 кольца»
Цель:
а) Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке.
б) Понимать слово «кольцо» и название цвета.
в) Воспитывать интерес к занятию.
Карточка № 48
«Нанизывание колец одного цвета»
Цель:
а) Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками.
б) Формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».
Карточка № 49
«Поймай солнечного зайчика»
Цель:
а) Развивать зрительное восприятие.
б) Формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.
в) Воспитывать внимательность.
Карточка № 50
«Большая и маленькая башни»
Цель:
а) На эмоционально- чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим.
б) Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев.
в) Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.
г) Воспитывать интерес к занятиям.
Карточка № 51
«Рыболов»
Цель:
а) Совершенствовать и использовать полученные навыки в других условиях, дополнять новыми – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку из воды.
б) Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.
в) Воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции.
Карточка № 52
«Шарик в ложке»
Цель:
а) Совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние 25см и класть в объемный сосуд – пластмассовый стакан, использовать вспомогательные предметы – ложку.
б) Развивать глазомер, координацию движений рук, умение контролировать их зрительно.
в) Воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение.
Народные сборно – разборные игрушки
Карточка № 53
«Грибочки по местам»
Цель:
а) Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета.
б) Воспитывать положительное отношение к занятиям.
Карточка № 54
«Одноместная матрешка»
Цель:
а) Побуждать детей открывать и закрывать игрушку.
б) Различать верхнюю и нижнюю части матрешки.
в) Понимать слово «матрешка».
г) Воспитывать интерес и наблюдательность.
Карточка № 55
«Двухместная матрешка»
Цель:
а) Формировать представления о величине предмета (большая, маленькая).
б) Научить открывать и закрывать матрешку.
в) Закрепить навык называния цвета (красный, синий, желтый).
г) Расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек.
Карточка № 56
«Кто где спрятался?»
Цель:
а) Развивать ориентировку в пространстве.
б) Побуждать детей действовать по сигналу.
в) Находить предметы по названию и описанию.
г) Воспитывать наблюдательность и аккуратность.
Карточка № 57
«Найди свое место»
Цель:
а) Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине.
б) Осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы.
в) Развивать мелкую моторику и воспитывать наблюдательность.
Карточка № 58
«Где найти?»
Цель:
а) Побуждать детей по словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки.
б) Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру.
в) Развивать ориентировку в пространстве, память.
Карточка № 59
«Поможем бабушке»
Цель:
а) Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль.
б) Воспитывать уважение к старшим.
Карточка № 60
«Собери цветок»
Цель:
а) Закрепить знания детьми названий основных цветов.
б) Совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка.
в) Развивать мелкую моторику пальцев.
Раскладывание и складывание
Карточка № 61
«Найди такой же»
Цель:
а) Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
б) Воспитывать интерес к занятиям.
Карточка № 62
«Кому что дать?»
Цель:
а) Закрепить названия животных.
б) Сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко).
в) Воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться.
Карточка № 63
«Какой наряд у Кати?»
Цель:
а) Совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви.
б) Развивать коммуникативные качества.
в) Воспитывать бережное отношение к одежде.
Карточка № 64
«На чем поедем?»
Цель:
а) Побуждать детей соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя.
б) Узнавать транспортную игрушку среди всех сходных.
в) Называть части предмета.
г) Воспитывать наблюдательность и коммуникативность.
Карточка № 65
«Разложи по форме»
Цель:
а) Формировать навык группировки предметов по форме, используя простейшие приемы установки тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Карточка № 66
«Посмотри, что у нас»
Цель:
а) Совершенствовать зрительно- мыслительные операции с предметами: кубиками – вкладышами.
б) Побуждать детей узнавать, сравнивать и называть изображения.
в) Воспитывать внимательность и аккуратность.
Карточка № 67
«Найди листочек»
Цель:
а) Формировать цветовое восприятие.
б) Побуждать детей участвовать в совместной деятельности.
в) Повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят.
г) Воспитывать любовь к окружающей природе.
Карточка № 68
«Угадай, какой цвет»
Цель:
а) Развивать внимание на цветовые свойства предметов.
б) Совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.
Карточка № 69
«Широкая и узкая дорожка»
Цель:
а) Формировать понятия: «большая и маленькая», «узкая – широкая».
б) Соотносить формы предметов разной величины.
в) Развивать зрительное восприятие.
г) Воспитывать трудолюбие.
Карточка № 70
«Подбери такой же»
Цель:
а) Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, зеленый).
б) Расширять чувственный опыт.
в) Выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске.
г) Воспитывать положительный интерес к занятиям.