Вадим Воеводенко
Настольный теннис в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Настольный теннис как метод физического воспитания.
Игра в маленький мяч, похожая на наш теннис, была распространена в Австрии, Италии, Франции очень давно. Вместо ракетки играли в то время ладонью, а ракеткой стали пользоваться намного позже. Играть в настольный теннис могут все – от мала до велика. Игра хороша тем, что в ней можно отдохнуть, если ты захочешь повеселиться, подвигаться, «погонять» с друзьями мяч, и она может быть учебной, если ты хочешь воспитать необходимые физические качества, черты характера и спортивно – состязательную направленность, когда ты занимаешься ею всерьез, и достиг определенного мастерства Игра в теннис – эмоциональная и сложная игра, включает в себя, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров в игре. Большую роль играет зрительный анализатор, т. е. глаз. Оценка его информационной способности зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точности, полнота. Подружившись с маленьким мячом, он поможет развить ловкость, гибкость, быстроту, отчасти выносливость и силу.
Публикация «Настольный теннис в ДОУ» размещена в разделах
Особенности методики обучения.
Обучение детей дошкольного возраста игре в настольный теннис происходит в три этапа: подготовительный, основной и закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Занятия могут проводиться подгруппами, индивидуально, на свежем воздухе в форме подвижных игр.
На каждом этапе ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощи соответствующих средств и методом физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий с мячом и ракеткой в зависимости от имеющихся у детей навыков.
Подготовительный этап
Этот этап – самый сложный и длительный отрезок обучения. На этом этапе происходит не только знакомство с настольным теннисом и оборудованием, но и сложный процесс овладения детьми соотносящих действий с мячом и ракеткой. Учитывая особенности детей этого возраста, рекомендуется обучение проводить в игровой непринужденной форме, чтобы ребенок учился ненавязчиво, и через игру поддерживался интерес к спорту. На занятиях используются специально подобранные игры и упражнения.
Приемам настольного тенниса дошкольников следует обучать в такой последовательности: держание ракетки (хватка, стойка теннисиста, перемещения, изучение ударов и подач.
Главная проблема на этом этапе – научить детей «чувствовать» мяч, регулировать силу удара, наклон ракетки.
На первом этапе работа должна вестись по двум направлениям:
общефизическая подготовка;
овладение навыками настольного тенниса.
К общефизической подготовке относятся ОРУ, основные движения, а также, что наиболее важно, упражнения, направленные на развитие физических качеств. Программа «Играйте на здоровье» предлагает разнообразные упражнения: «Живая цель», «Подбрось-поймай», «Попади в круг» и др.
Основной этап
Ко второму, основному этапу обучения следует переходить тогда, когда ребенок будет иметь навыки действия с мячом и ракеткой. Приступая ко второму этапу обучения, не следует забывать о закреплении уже имеющихся навыков (хватка, стойка, чеканка).
На этом этапе, помимо общефизической подготовки, продолжаются ставиться задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а также задачи обучения игре на столе, обучение стойке у стола, перемещение у стола, удар толчком, обучение подаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе.
Следует начинать обучение игре с знакомства со столом (он состоит из 2-х половинок, разделен чертой). Вначале проводится обучение без сетки. Для удобства можно использовать 2-е половинки стола как самостоятельные части.
В этом этапе следует больше уделять внимание технике выполнения. Программа предусматривает упражнения с элементами соревнований. Это создает особый эмоциональный и динамический фон, стимулирующий максимальное проявление физических и волевых качеств ребенка, способствующий быстрому и правильному выполнению движений с мячом. Конечно, особенно важно, что это более приемлемо для спортивной тренировки.
В качестве помощника можно использовать тренажеры «Удочка», «Мишень – ловушка» и др.
Этап закрепления и усовершенствования навыков (игра по правилам)
Основная задача третьего этапа – закрепление и совершенствование техники овладения игрой – это игра по правилам.
На разных этапах обучения соотношение приемов показа и объяснения изменяются. Например, на подготовительном этапе, когда складывается общее представление об игре в настольный теннис, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснением. Поэтому нужно многократно показать детям стойку, хватку, выполнение «чеканки» и других упражнений с мячом и ракеткой на высоком уровне.
На втором этапе также большое внимание уделяется показу техники выполнения удара толчком, перемещению у стола, подачи, подкрепленному объяснением.
Некоторые несложные упражнения и элементы можно выполнять по словесному указанию.
Для тренировки техники выполнения упражнений с мячом и ракеткой применяется прием имитации (выполнить удар без мяча перед зеркалом, упражнения на тренажерах).
Часто возникает необходимость оказания помощи детям (совместное выполнение упражнений).
В конце года, помимо диагностики, рекомендуется провести турнир по настольному теннису между детьми с целью определения чемпиона ДОУ или нескольких д/с, которому вручить приз.