Ирина Шорникова
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Научная статья на тему «Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка»
Автор: Шорникова Ирина Эдвардовна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным направлением физической культуры, г. Санкт-Петербург
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.
Публикация «Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка» размещена в разделах
Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания. Среди них – Карл Орф. Это выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор, который создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк». В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать её, но и быть её исполнителем.
Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. Российские педагоги понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей. В 50-60 годы на основе идей Э. Жака Далькроза, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и другими разрабатывались программы музыкального воспитания, методика работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмического воспитания детей» типовой программы. Музыкально-ритмические движения как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально- ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки- это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх, хороводах, танцах, упражнениях, музыкально-ритмических композициях. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.